Слайд 1Родительское собрание
«О роли родителей в процессе выполнения детьми домашнего задания»
Учитель
начальных классов
Куренная Альбина Юрьевна
Слайд 2Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы
вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.
И.Кант.
Слайд 3Кто это?
Центр педагогической системы, «солнце», вокруг которого вращается все. Сопровождение его
по жизненному пути – это движение вместе с ним, иногда чуть впереди, если надо.
Ребенок, ученик.
Слайд 4Место в жизни ребят, со всеми её «хочу-не хочу», со всеми
противоречиями. Дом, в котором остается детство.
Что Это?
Школа
Слайд 5Что Это?
Сила, помогающая дальнейшему росту учащихся (что дает школа, ради чего
дети идут в школу?)
Знания
Слайд 6И неотъемлемая составная перечисленного – это, конечно же, семья, родители.
Слайд 7Сотрудничество школы и ребенка с родителями проявляется в выполнении
домашних заданий.
Есть много сторон сотрудничества, но домашние задания - наиболее серьезный момент, наиболее выпуклый показатель психологической атмосферы семьи. В этом обнаруживается кредо семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.
Слайд 8Домашнее задание - очень и очень важный вид самостоятельной работы.
И
помощь родителя можно поставить в один ряд с работой учителя на уроке.
Слайд 9Отношение школьников к выполнению домашних заданий имеет несколько стадий:
1. Романтическая. Она
свойственна первоклассникам. Работа выполняется с интересом, в котором проявляется новизна деятельности.
2. Ритуальная. Постепенно дети втягиваются в ритм школьной жизни, привыкают к нему, у них вырабатывается стереотип деятельности. И выполнение домашних заданий становится вполне привычным ритуалом (конец первого класса, второй класс).
Слайд 103. Стадия осмысления. Если все идет благополучно на втором и третьем
годах обучения, то в четвертом, пятом классах начинается стадия осмысления. На этом этапе возникает разделение школьников на три группы по отношению к домашним заданиям:
а) домашние задания доставляют удовольствие, они даются детям легко;
б) домашние задания вызывают трудности;
в) домашние задания портят настроение, у таких детей начинается конфликт между «надо» и «хочу». Если успехов нет, а карательные санкции следуют одна за другой, начинает формироваться устойчивый негатив на отношение к учебе в целом с последствиями не только для умственного, но и для нравственного развития.
Слайд 114. Стадия выбора. На первый план выступает «надо». Интересы подчиняются устремленности
старшеклассника в будущее.
Итак, отношение школьникам к домашним заданиям развивается по стадиям познавательного интереса, определяется особенностями возраста, условиями жизни и деятельности.
Слайд 12Принципы природосообразности.
Ребенка надо учить и воспитывать в соответствии с природными законами
его развития.
Если не считаться с природой ребенка, то может произойти насилие над ним, будет нарушен ход его гармоничного вхождения в общество.
Я. А. Коменский
Слайд 13Стадии и формы помощи семье в выполнении домашних заданий.
1. Форма включенного
участия. Заботливые родители сидят рядом с первоклассником, контролируют каждый шаг, не только помогают, но и включаются в его работу. Эта помощь совершенно необходима в первом классе.
На этой стадии есть подводные камни:
а) родители работают не совместно с ребенком, а вместо него; в таком случае формируется интеллектуальная пассивность, иждивенческие настроения, склонность переложить малейшие затруднения на родительские плечи.
б) консерватизм, стереотипные формы участия в выполнении домашнего задания.
Слайд 142. Соучастие. Во втором классе помогать детям нужно тогда, когда у
них (если они самостоятельно выполняют домашнее задание) возникают какие-то трудности. Роль родителей - консультационная, нечто вроде «скорой помощи».
Слайд 153. Наблюдение и контроль. В третьем классе родительский контроль содержателен по
своей сути, а не просто наблюдение. Учитель отвечает за контроль по продукту, за конечный результат, а родители - за сам процесс.
Слайд 16Как же помочь ребенку выдержать учебную нагрузку и при этом сохранить
здоровье?
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления – этому должен учить хорошо организованный домашний труд, а для этого нужно научить его хорошо учиться. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и идти в двух направлениях:
Слайд 171. Организация режима дня, которая позволяет ребенку легче справиться с учебной нагрузкой,
защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
2.Контроль за выполнением домашних заданий должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
- какие отметки?
- выполнил ли уроки?
Слайд 18После утвердительного ответа родители часто занимаются своими делами, не проконтролировав детей,
объясняя это нехваткой времени, занятостью.
В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Это приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. Контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Слайд 19При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях
и навыках, а учить размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.
Ещё Д. И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить а голову студента максимальный объём учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Слайд 20Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
1. какая
бы погода ни была;
2. какие бы ни шли телепередачи;
3. чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час.
Слайд 21Чем больше вы делаете домашние задания вашей заботой, тем меньше дети
считают их своей. Дети, которые думают, что домашняя работа более важна для их родителей, чем для них, не берут на себя ответственность за ее выполнение.
Остерегайтесь принимать ответственность за работу ваших детей на себя, иначе вы будете продолжать жить с иллюзией, что ребенок очень ответственный, так как работа выполнена.
Верьте в ваших детей, несмотря на неудачи и ошибки, не наказывайте и не унижайте их за это.
Слайд 22Любимым должно стать кредо: «Все начинается с любви», а основным принципом
– не навреди!
Неизменной должна быть фраза: «Я верю в тебя».
Слайд 23В.А.Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье 6 часов
ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Слайд 24Родители – люди, играющие важную роль в развитии познавательной деятельности любого
школьника. Никто не поможет при трудностях в школе, как мама и папа.
Слайд 25«О детство! Ковш душевной глуби. Чем заполнится этот ковш, таким и
вырастет ребенок»
Б.Пастернак
Важно наполнить душу ребенка духовным содержанием.