Слайд 1Особенности подросткового возраста
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого, окончательного и
неподвижного. Все в ней- переход, все течет.
(Л.С.Выготский)
Педагог-психолог - Дедова О.Ю.
Слайд 2Из психологического словаря:
«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между
детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Слайд 3 Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме
Интенсивное физическое
и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания
Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Слайд 4 Период полового созревания
Снижение
работоспособности
Невнимательность,
рассеянность
Снижение
интереса к учебе
Повышенная
чувствительность
вспыльчивость
Слайд 5Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в
его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Слайд 6Перестройка происходит на всех уровнях:
Физиологическом;
Психологическом;
Социальном.
Слайд 7Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает
все изъяны внешности, действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Слайд 8 Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания:
чувство взрослости и « Я-концепция »
Слайд 9Чувство взрослости -
отношение подростка к себе как к взрослому и
осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
Слайд 10Как проявляется чувство взрослости подростка?
В желании, чтобы все – и взрослые
и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию
Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
Слайд 11Подростковый комплекс
Проявления подросткового комплекса:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности
крайняя самонадеянность
и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет
Слайд 12Для подростков характерна полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость быстро может смениться апатией;
Развязность
в поведении порой сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
Неустойчивость интересов.
Слайд 13
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
Появляется моральный «кодекс», предписывающий
подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения
Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю
«Один за всех и все за одного»
Слайд 14Внутренний мир
Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и
поступки анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой
Формируется «Я - концепция» ребенка
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания
Слайд 15Формируется образ «реального Я» и «идеального Я»
- Представления о собственной внешней
привлекательности
- Представления о своем уме
- Представления о своих способностях в разных областях
- Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах
познавательный компонент
Познание себя
Познание своих различных качеств
Оценочный и поведенческий компонент
Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности
Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников
Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе
Реальное «Я»
Слайд 16Идеальное «Я»
Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального
При высоком уровне притязаний
При
недостаточном осознании своих возможностей
Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию
Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества
У подростка развивается саморегуляция
Слайд 18Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток
и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
«Счастье – это когда тебя понимают»
Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
Взаимная симпатия
Общие интересы, занятия
Способы развлечений, место проведения свободного времени
Слайд 20Общение со взрослыми
Влияние родителей уже ограничено
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных
проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
Для подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Слайд 21Парадоксы подростковой психики
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при
этом не зная, что с ней делать.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Слайд 22Каковы ощущения
подростка?
Внутренний
Конфликт
Я – уникальная личность
Я – такой же как
и все
Слайд 23Борьба подростка:
За то, чтобы перестать быть ребенком.
За утверждение среди сверстников.
За прекращение
посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.
Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
Слайд 24Главным для подростка со стороны семьи является:
Любовь
Доверие
Понимание
поддержка
Слайд 25Правила для родителей подростков:
Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
Все замечания
делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.
Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
Демонстрируйте взаимное уважение.
Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.
Слайд 26Успехов Вам,
уважаемые родители!