Презентация, доклад к родительскому собранию на тему: Особенности подросткового возраста

Содержание

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Слайд 1Особенности подросткового возраста
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого, окончательного и

неподвижного. Все в ней- переход, все течет.
(Л.С.Выготский)


Педагог-психолог - Дедова О.Ю.

Особенности подросткового возрастаСтруктура личности подростка…В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней- переход, все

Слайд 2Из психологического словаря:
«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между

детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Из психологического словаря:  «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до

Слайд 3 Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме

Интенсивное физическое

и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими

Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания

Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организмеИнтенсивное физическое и физиологическое развитие   увеличиваются

Слайд 4 Период полового созревания
Снижение
работоспособности
Невнимательность,
рассеянность
Снижение
интереса к учебе
Повышенная
чувствительность
вспыльчивость

Период полового созревания  СнижениеработоспособностиНевнимательность, рассеянностьСнижениеинтереса к учебеПовышенная чувствительностьвспыльчивость

Слайд 5Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в

его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки

Слайд 6Перестройка происходит на всех уровнях:
Физиологическом;
Психологическом;
Социальном.

Перестройка происходит на всех уровнях: Физиологическом;Психологическом;Социальном.

Слайд 7Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает

все изъяны внешности, действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Новый образ физического «Я»Резко повышается интерес к своей внешности:Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимыеНепропорциональность

Слайд 8 Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания:

чувство взрослости и « Я-концепция »


Развитие самосознанияВ подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и

Слайд 9Чувство взрослости -
отношение подростка к себе как к взрослому и

осознание себя в какой-то мере взрослым человеком




Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым

Слайд 10Как проявляется чувство взрослости подростка?
В желании, чтобы все – и взрослые

и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому


В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей


Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию



Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы


Как проявляется чувство взрослости подростка?В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему

Слайд 11Подростковый комплекс


Проявления подросткового комплекса:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности
крайняя самонадеянность

и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет



Подростковый комплексПроявления подросткового комплекса:чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

Слайд 12Для подростков характерна полярность психики:

Целеустремленность, настойчивость быстро может смениться апатией;
Развязность

в поведении порой сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
Неустойчивость интересов.

Для подростков характерна полярность психики:Целеустремленность, настойчивость быстро может смениться апатией; Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Слайд 13
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения


Появляется моральный «кодекс», предписывающий

подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения



Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю


«Один за всех и все за одного»

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведенияПоявляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских

Слайд 14Внутренний мир
Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и

поступки анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии

Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой

Формируется «Я - концепция» ребенка

Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

Внутренний мирСложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастноПодросток хочет понять,

Слайд 15Формируется образ «реального Я» и «идеального Я»
- Представления о собственной внешней

привлекательности
- Представления о своем уме
- Представления о своих способностях в разных областях
- Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах

познавательный компонент
Познание себя
Познание своих различных качеств

Оценочный и поведенческий компонент
Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности
Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников
Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе

Реальное «Я»

Формируется образ «реального Я» и «идеального Я»- Представления о собственной внешней привлекательности- Представления о своем уме- Представления

Слайд 16Идеальное «Я»
Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального
При высоком уровне притязаний
При

недостаточном осознании своих возможностей
Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию
Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества
У подростка развивается саморегуляция

Идеальное «Я»Идеальное «Я» может сильно отличаться от реальногоПри высоком уровне притязанийПри недостаточном осознании своих возможностей  Разрыв

Слайд 18Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток

и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
«Счастье – это когда тебя понимают»
Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
Взаимная симпатия
Общие интересы, занятия
Способы развлечений, место проведения свободного времени
Общение со сверстниками  Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные

Слайд 20Общение со взрослыми
Влияние родителей уже ограничено
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных

проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
Для подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Общение со взрослымиВлияние родителей уже ограниченоЦенностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков

Слайд 21Парадоксы подростковой психики
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при

этом не зная, что с ней делать.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Парадоксы подростковой психикиПодросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней

Слайд 22Каковы ощущения
подростка?
Внутренний
Конфликт
Я – уникальная личность
Я – такой же как

и все

Каковы ощущения подростка?Внутренний КонфликтЯ – уникальная личностьЯ – такой же как и все

Слайд 23Борьба подростка:
За то, чтобы перестать быть ребенком.
За утверждение среди сверстников.
За прекращение

посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.
Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
Борьба подростка: За то, чтобы перестать быть ребенком.За утверждение среди сверстников.За прекращение посягательства на его физическое начало,

Слайд 24Главным для подростка со стороны семьи является:
Любовь
Доверие
Понимание
поддержка

Главным для подростка со стороны семьи является:ЛюбовьДовериеПониманиеподдержка

Слайд 25Правила для родителей подростков:
Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
Все замечания

делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.
Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
Демонстрируйте взаимное уважение.
Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.

Правила для родителей подростков:Помочь ребенку найти компромисс души и тела.Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне,

Слайд 26Успехов Вам, уважаемые родители!

Успехов Вам,  уважаемые родители!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть