Презентация, доклад к родительскому собранию на тему: Психологическая готовность младших школьников при переходе в среднее звено

Содержание

Уважаемые родители! Переход из начальной школы в среднее звено очень важный, переломный и кризисный период школьной жизни. «Как 1-й раз, в 1-й класс!» От вашей поддержки зависит многое: насколько быстро ребенок приспособится к новым нагрузкам

Слайд 1МКОУ Венгеровская СОШ №1 «Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено»
Подготовила


педагог-психолог
Хамулко Е.А.
МКОУ Венгеровская СОШ №1 «Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено» Подготовила педагог-психолог Хамулко Е.А.

Слайд 2 Уважаемые родители! Переход из начальной школы в среднее звено очень важный, переломный

и кризисный период школьной жизни. «Как 1-й раз, в 1-й класс!» От вашей поддержки зависит многое: насколько быстро ребенок приспособится к новым нагрузкам и новой обстановке.
Уважаемые родители! Переход из начальной школы в среднее звено очень важный, переломный и кризисный период школьной

Слайд 3Возраст перехода из начальной школы в среднюю (10—11 лет) - это

возраст, когда растущий человек переходит из эпохи детства в эпоху подростничества. Наши 10-летние дети – уже подростки!» Возраст 10–11 лет - это младший подростковый возраст.
Возраст перехода из начальной школы в среднюю (10—11 лет) - это возраст, когда растущий человек переходит из

Слайд 4Факторы, которые затрудняют адаптацию:
1)Много разных учителей
(Их надо запомнить. Лучше найти

возможность познакомиться с ними.)
2)Непривычное расписание
(Техническая трудность-помощь)
3) Много новых кабинетов
(Страница в дневнике – подсказка)
4) Новый классный руководитель.
(Одиночество, скучают по «маме». Лучше рассказать классному руководителю об особенностях ребенка.)
5) В 5 классе самые маленькие, а в 4 были уже большие
(Интересоваться о делах в школе и не забывать не только об оценках, но и о более «приземленных» деталях: успевает ли поесть, может ли спокойно одеться, сходить в туалет…)
6) Возросший темп работы.

Факторы, которые затрудняют адаптацию: 1)Много разных учителей (Их надо запомнить. Лучше найти возможность познакомиться с ними.)2)Непривычное расписание

Слайд 57) Увеличение объема домашних и классных заданий
(Большой поток информации с

новыми терминами)
8) Рассогласованность требований отдельных педагогов.
(Нужно узнать о требованиях и критериях оценки, а не критиковать эти требования, тем более в присутствии детей – авторитет учителя!)
9) Ослабление или отсутствие контроля
(Шалеют от свободы, бегают по школе, пристают к старшеклассникам).
10) Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей.
11) Слабое развитие навыков самостоятельной работы
(Учить добывать информацию из разных источников).
12) Своеобразие подросткового возраста. 

7) Увеличение объема домашних и классных заданий (Большой поток информации с новыми терминами)8) Рассогласованность требований отдельных педагогов.

Слайд 6Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка:  
Начало этапа полового

созревания.
Изменение в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности.
Неадекватно реагируют на замечания, наказания; снижение уровня мотивации; высокий уровень тревожности. Что приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Повышенная утомляемость;
«Чувство взрослости» (3 момента: новая позиция по отношению к учебной деятельности, к взрослым и к сверстникам).

Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка:   Начало этапа полового созревания.Изменение в познавательной сфере

Слайд 7Возрастные особенности младшего подростка (чувство «взрослости»):
потребность в достойном положении в коллективе

сверстников, в семье;
стремление обзавестись верным другом;
стремление избежать изоляции в классе;
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
отсутствие авторитета возраста;
отвращение к необоснованным запретам;
восприимчивость к промахам взрослых;
отсутствие адаптации к неудачам;
ярко выраженная эмоциональность



Возрастные особенности младшего подростка  (чувство «взрослости»): потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; стремление

Слайд 8Психологическая готовность к переходу в среднее звено:
1) Операциональная готовность;
2)

Интеллектуальная готовность;
3) Личностная готовность. 
Психологическая готовность к переходу в среднее звено:  1) Операциональная готовность; 2) Интеллектуальная готовность; 3) Личностная готовность. 

Слайд 9Операциональная готовность
Это - необходимые ученику для дальнейшего обучения ЗУН. В начальной

школе ученик усваивает определенный объем знаний, предусмотренный программой. Если учащиеся в начальной школе не научились читать, писать и считать в соответствии с установленными требованиями, то эти навыки у них с трудом будут развиваться в средних классах школы. Учиться будет всё труднее.
Но эта сторона готовности предполагает не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и умение пользоваться ими и самостоятельно их добывать.

Операциональная готовность Это - необходимые ученику для дальнейшего обучения ЗУН. В начальной школе ученик усваивает определенный объем

Слайд 10Интеллектуальная готовность:
Это - уровень развития психических познавательных процессов, которые определяют результативность

познавательной деятельности, характеризуют обучаемость ученика (внимание, память, мышление, речь).

Интеллектуальная готовность: Это - уровень развития психических познавательных процессов, которые определяют результативность познавательной деятельности, характеризуют обучаемость ученика

Слайд 11Личностная готовность (психологическая):
Внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и

общения в основной школе
Внутренняя ориентированность—это мотивы, интересы, идеалы, установки.
Умение общаться со сверстниками и учителями.

Личностная готовность (психологическая):  Внутренняя ориентированность в специфике будущей  деятельности и общения в основной школе

Слайд 12«Отношение к учению, школе» Цель: диагностика школьной мотивации

«Отношение к учению, школе» Цель: диагностика школьной мотивации

Слайд 13Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему

действительно пользу, а не вред.

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.1. Выполняйте

Слайд 144. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В

ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может "заучить” ошибку. Но избегайте слов "ты делаешь не так”, "это неправильно”.
7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый

Слайд 15«Тест школьной тревожности Филлипса» Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной

со школой у детей младшего школьного возраста
«Тест школьной тревожности Филлипса»  Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего

Слайд 16Способы преодоления тревожности:
Сравнивайте ребенка только с ним самим!
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его,

но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Предъявляйте к ребенку адекватные требования.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, поддерживайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.

Способы преодоления тревожности: Сравнивайте ребенка только с ним самим!Доверяйте ребенку.Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал,

Слайд 17«Изучение самооценки личности младшего школьника» Цель: выявление уровня самооценки

«Изучение самооценки личности младшего школьника» Цель: выявление уровня самооценки

Слайд 18Что же такое самооценка?
Самооценка – это то, как человек оценивает себя,

свои возможности, свои поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

Что же такое самооценка?  Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки.

Слайд 19«Социометрия» Цель: изучение межличностных отношений в классе

«Социометрия» Цель: изучение межличностных отношений в классе

Слайд 20Модель выпускника:
1) Ученик усвоил программный материал, т.е. его знания, умения и

навыки соответствуют требованиям программы начальной школы; (операциональная готовность);
2) психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы мышление в понятиях и произвольность психических функций (интеллектуальная готовность);
3) сформирован личностный аспект готовности.

Модель выпускника: 1) Ученик усвоил программный материал, т.е. его знания, умения и навыки соответствуют требованиям программы начальной

Слайд 21Рекомендации:
1.Развивать социальные навыки:
самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен:

• иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения и т.п.); • иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т.п.), видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия; • проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т.п.).
Рекомендации: 1.Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен: • иметь постоянные домашние обязанности, которые

Слайд 222. Удовлетворять основные возрастные потребности:
чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление

к экспериментированию. Для этого: • отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье). Он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых; • ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию (в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты и т.д.) • жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности (научиться плавать, кататься на велосипеде; поехать в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.

2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого:  •

Слайд 233. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для

этого: • обязательно читать книги и обсуждать прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей), то же касается просмотренных фильмов или спектаклей; • заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т.п.; • принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками), проявлять гибкость, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т.п.

3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого:  • обязательно читать книги

Слайд 24«Дети – растут. Эту нехитрую правду знает каждый родитель. Ребенок растет

– значит, меняется. Значит, с каждым его прожитым днем в нем появляется что-то новое, а что-то уходит. Эти изменения не так легко заметить, а еще труднее принять. Ведь если ребенок меняется, значит и нам взрослым предстоит измениться и приспособиться к тому человеку, что живет и растет рядом»

И. Млодик «Книга для неидеальных родителей»

«Дети – растут. Эту нехитрую правду знает каждый родитель. Ребенок растет – значит, меняется. Значит, с каждым

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть