Слайд 1ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ
Презентация подготовлена с использованием
методических материалов учителем начальных классов Цапко Л.В.
Школа №3 г.Севастополь
Слайд 2Гиперакти́вность —
состояние, при котором
активность и возбудимость человека превышает норму.
“Активный” – от латинского “activus” – деятельный, действенный.
“Гипер” – от греческого “Hyper” –
над, сверху – указывает
на превышение нормы.
Слайд 3 Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей,
так как вызывается эмоциями.
Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Слайд 4В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется
как психическое расстройство.
Слайд 5Каковы же причины гиперактивности?
Слайд 6 Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что
количество таких детей растёт с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идёт полным ходом.
На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
генетические (наследственная предрасположенность);
биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Слайд 7Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков.
Это связано
с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг.
Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм.
В настоящее время у школьников начальных классов распространённость синдрома составляет 3—10 %.
Слайд 8Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет.
Средний возраст обращения
к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности.
Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи.
Слайд 9 Гиперактивность (синдром дефицита внимания и гиперактивности - СДВГ) – медицинский диагноз,
который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов.
Не спешите ставить своему ребёнку диагноз !!!
Слайд 10Мы же можем заметить особенности поведения, определённые симптомы и обратиться к
врачу – невропатологу, психологу - за консультацией,
а затем вместе с ними помогать ребёнку.
Слайд 11Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов,
к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребёнок уже посещает школу и начались проблемы с учёбой.
Резко ухудшается общее состояние и поведение ребёнка, теряется интерес к учёбе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.
Слайд 12 Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей
с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Слайд 13При невнимании:
– имеет незаконченные проекты;
– отличается нарушением устойчивого внимания
(не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
– слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
– с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;
– имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);
– часто теряет вещи;
– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
– часто бывает забывчив.
Слайд 14Сверхактивность:
– ёрзает, не может усидеть на месте;
– резко поднимается
с места и быстро бежит;
– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
– мало спит, даже в младенчестве;
– находится в постоянном движении (с «мотором»);
– очень говорлив.
Слайд 15Импульсивность:
– отвечает до того, как его спросят;
– не способен
дождаться своей очереди;
– часто вмешивается, прерывает;
– резкие смены настроения;
– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
– не подчиняется правилам (поведения, игры);
– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Слайд 16Если в возрасте до 7 лет проявляются
6 из перечисленных моментов,
требуется консультация специалиста.
Необходимо сначала проконсультироваться
с педагогами, психологом,
а потом уже обращаться к невропатологу.
Важно не перепутать
проявление гиперактивности
с различными заболеваниями,
а также с темпераментом холерика.
Слайд 17К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность
и дефицит внимания остаются.
Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
Слайд 18 Как помочь
гиперактивному ребёнку?
Слайд 19Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка
есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.
Слайд 20Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает
отрицательные проявления.
Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т.к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Слайд 21Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы,
лекарства, бытовую химию и т.д.).
Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т.к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.
Слайд 22Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной
отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т.д. Друзей не должно быть слишком много.
Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
Слайд 23Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не
содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» – неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.
Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребёнок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.
Слайд 24Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться
от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять ребёнка каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.
Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
Слайд 25Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или
сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
Слайд 26 Лечение и воспитание гиперактивного ребёнка должно проводиться комплексно, при участии многих
специалистов: невролога, психолога, педагога.
Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.
Слайд 27 Гиперактивный ребёнок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на
замечания, запреты, нотации.
Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании.
Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!
Слайд 28Уважаемые родители!
Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а
у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.