Слайд 1Родительское собрание на тему: «Как родителям повышать учебную мотивацию школьников»
Слайд 2«Учение - это серьезный труд,
требующий организованности,
дисциплины, волевых усилий
со стороны
ребенка».
В. А. Крутецкий
Слайд 3 Мотивация - это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие
описывает отношение, существующее между действиями и причинами, которые его объясняют.
Проще говоря, мотивация - это отношение школьника к учению.
Слайд 4Вопросы анкеты для детей:
1) Тебе нравится в школе?
а) не
очень; б) нравится; в) не нравится
2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома; б) бывает по-разному; в) иду с радостью
3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
а) не знаю; б) остался бы дома; в) пошел бы в школу
4) Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится; б) бывают по-разному в) нравится
5) Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы; б)не хотел бы; в) не знаю
6) Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю; б)не хотел бы; в) хотел бы
7) Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто; б) редко; в)не рассказываю
8) Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю; б)хотел бы; в) не хотел бы
9) У тебя в классе много друзей?
а) мало; б)много; в) нет друзей.
Слайд 5По результатам анкеты можно выделить пять уровней мотивации:
Слайд 6 Первый уровень – высокая мотивация - у этих детей положительное
отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Второй уровень – хорошая мотивация - при средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Слайд 7Третий уровень – положительная мотивация к школе -
ребята, показавшие развитие внешней
школьной мотивации имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация -
эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - таких детей очень мало, но к сожалению они есть.
Слайд 8Гистограмма результатов определения школьной мотивации обучающихся 1 – д класса
Ошибка родителей №1.
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.
Слайд 10 Ошибка родителей
№2.
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
Ошибка родителей №3.
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.
Слайд 11 Ошибка родителей
№4.
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка родителей №5.
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)
родителей №6.
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка родителей №7.
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)
Слайд 13 Ошибка родителей №8.
«Убивание»
мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.
Ошибка родителей №9.
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
ВЫВОД
Семья и школа должны работать вместе, дружно. Как одна семья, без школы, не может, обучить своего ребенка, также школа, без семьи, этого сделать не может.