Слайд 2Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все
больше волнует учителей и родителей.
Слайд 3Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство ,
она имеет различную степень выраженности, от полного отсутствия до его предельного развития.
Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности.
Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости личности.
Чрезмерное развитие агрессивности - к высокой конфликтности.
Слайд 4Причины агрессии
Считается, что агрессия - это следствие действия разного рода причин.
Агрессию могут спровоцировать:
1) наследственно-характерологические факторы (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников);
2) биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
3) некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);
4) влияние социального окружения.
Слайд 5При каких же условиях у детей возникает агрессия?
1) Родители систематически
проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку => вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятияхвыкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.
Слайд 62) Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания => уровень
агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям => вероятность реактивной (ответной) агрессивности проявления защитной агрессивности.
Слайд 73) Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не
контролируют его поведение => вседозволенность => проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.
Слайд 84) Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору,
не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции => деструктивная агрессивность => насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
Слайд 95) Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка
(например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в школе и т. д.) => у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед => вероятно, что школьник возьмет эту модель за основу
своего дальнейшего
поведения =>
проявления агрессии.
Слайд 106) Конфликты между родителями, развод => демонстративная агрессивность (привлечение внимания к
своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
Слайд 11Помимо этого, обстоятельствами, провоцирующими агрессию, (в детском возрасте) являются:
желание привлечь к
себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять);
ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
стремление защититься и отомстить;
стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
Слайд 12Шесть рецептов избавления от гнева
1. НАЛАДЬТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВОИМ РЕБЁНКОМ, ЧТОБЫ
ОН ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ С ВАМИ СПОКОЙНО И УВЕРЕННО.
Слушайте своего ребенка, проводите вместе с ним как можно больше ВРЕМЕНИ, делитесь с ним своим опытом, рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах, каждому своему ребёнку уделяйте своё время и внимание.
Слайд 132. СЛЕДИТЕ ЗА СОБОЙ, КОГДА ВЫ НАХОДИТЕСЬ ПОД ДЕЙСТВИЕМ СТРЕССА И
ВАС ЛЕГКО ВЫВЕСТИ ИЗ СЕБЯ.
Отложите или отмените совместные дела с ребенком, старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
Слайд 143. ЕСЛИ ВЫ РАССТРОЕНЫ, ТО ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О ВАШЕМ СОСТОЯНИИ.
Говорите
детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена», «Хочу побыть одна», «Поиграй, пожалуйста, один», На работе были трудные дела», «Поиграй один, я немного успокоюсь».
Слайд 154. В ТЕ МИНУТЫ, КОГДЫ ВЫ РАССТРОЕНЫ И РАЗДРАЖЕНЫ, СДЕЛАЙТЕ ДЛЯ
СЕБЯ ЧТО-ТО ПРИЯТНОЕ, ЧТО ВАС МОЖЕТ УСПОКОИТЬ
Примите теплую ванну, душ, попейте чай, позвоните друзьям, сделайте массаж лица и головы, просто расслабьтесь в удобном кресле, включите любимую музыку.
Слайд 165. СТАРАЙТЕСЬ ПРЕДВИДЕТЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬ ВОЗМОЖНЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЫЗВАТЬ ВАШ
ГНЕВ.
Не давайте и не разрешайте ребенку играть с вещами и предметами, которыми вы дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия, умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого.
Слайд 176. СПЕЦИАЛЬНО СТАРАЙТЕСЬ ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВСЕ НЮАНСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДСТОЯЩЕГО СОБЫТИЯ И
ПОДГОТОВЬТЕ РЕБЕНКА.
Изучайте силы и возможности вашего ребенка, проговаривайте важные визиты, и предусмотрите варианты игры или утоления жажды или голода при длительных визитах и поездках.
Слайд 18Способы борьбы с гневом:
«Обзывалки» (единственное условие этой игры слова не должны
быть обидными и не иметь ругательный смысл в реальной жизни: «А ты -морковка»)
Громкий крик (Сходите в лес и покричите!Просто громкий крик, глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс)
Если ребёнку хочется чего-нибудь стукнуть дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушку
Листок гнева (это достаточно большой лист бумаги на котором изображено какое-то чудовище, ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции)
Слайд 19Поощрение и наказание
Поощрять своего ребёнка вы можете взглядом, жестом, действием,
ласковым словом и т.д.
Наказание же допустимо, если оно:
Следует немедленно за поступком;
Объяснено ребенку;
Не жестокое, хотя может быть суровое;
Оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества;
Не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.
Слайд 20Рекомендации по воспитанию
Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
Учитесь
слушать и слышать своего ребенка.
Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.
Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
Не критикуйте действия учителей, воспитателей, классе целом в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.
Слайд 21
Презентацию подготовила:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 85
Колошницина Оксана Олеговна
Г.Новосибирск