Слайд 1
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ.
РАСТОРМОЖЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ.
Особенности детей с СДВГ.
Слайд 2Очень часто причиной обращения учителей и родителей к психологу становится чрезмерная
двигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение.
Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания.
Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.
Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий.
Слайд 31гиперактивность без ДВ
2 гиперактивность с ДВ
3 СДВГ
Слайд 4Гиперактивных мальчиков и девочек приблизительно одинаково по количеству, но гиперактивность мальчиков
более очевидна: она у мальчиков имеет более экстремальные формы проявления и больше сопутствующих отклонений в развитии. Как правило, встречается именно синдром гиперактивность с дефицитом внимания, без дефицита внимания, и совсем редко – дефицит внимания без ярко выраженной гиперактивности.
Если у ребёнка гиперактивность без дефицита внимания, то у ребёнка в списке признаков преобладают моторные отклонения – возбудимость, моторная расторможенность, непоседливость. Это демонстрируют примерно в 10% из числа гиперактивных детей.
Слайд 5Гиперактивных мальчиков и девочек приблизительно одинаково по количеству, но гиперактивность мальчиков
более очевидна: она у мальчиков имеет более экстремальные формы проявления и больше сопутствующих отклонений в развитии. Как правило, встречается именно синдром гиперактивность с дефицитом внимания, без дефицита внимания, и совсем редко – дефицит внимания без ярко выраженной гиперактивности.
Если у ребёнка гиперактивность без дефицита внимания, то у ребёнка в списке признаков преобладают моторные отклонения – возбудимость, моторная расторможенность, непоседливость. Это демонстрируют примерно в 10% из числа гиперактивных детей.
Слайд 6Синдром дефицита внимания делится на два основных типа, которые широко известны:
Слайд 7Дефицит внимания с гиперактивностью
(СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Кроме того, они импульсивны, очень подвижны - это "попрыгунчики" (гиперактивные), что может очень помешать во время урока в классе.
Слайд 8Дефицит внимания в чистом виде
(СДВ – синдром дефицита внимания)
.
Это дети-"мечтатели".
Слайд 9 СДВГ является результатом легкого отличия в функционировании центральной нервной
системы ребенка. Это выражается в следующем:
Ребенку тяжело сосредоточиться и внимательно слушать в течение долгого времени.
Ребенку тяжело сконцентрировать свое внимание на одном основном предмете.
Ребенку тяжело организовать учебный материал.
Ребенок легко отвлекается.
Поведение ребенка может также выражаться в импульсивности, повышенной двигательной активности, беспокойстве и дополнительных учебных проблемах. Важно отметить, что с точки зрения умственного развития эти дети нисколько не отличаются от других детей. Среди них есть немало одаренных детей и выдающихся спортсменов. Поэтому диагностика и лечение так важны: они дают таким людям возможность реализовать заложенный в них потенциал.
Слайд 10Некоторые признаки гиперактивности:
1.Ребенку было свойственно необычно раннее психомоторное развитие (рано сел,
пополз, пошёл). Ему свойственны суетливые движения рук и ног, стереотипные моторные («навязчивые») движения - грызёт пальцы, накручивает волосы на палец, переступает с ноги на ногу, болтает ногами и т.д. Отмечается небольшая моторная неловкость, нарушения пластики движения, иногда происходили травмы «на пустом месте».
2. Кризис 2-го года проходил в виде резкого неконтролируемого всплеска негативизма (нет, не хочу есть, не буду кашу, нет - верните кашу, нет - не хочу эту кашу, дайте другую, нет - не хочу в этой тарелке… не буду есть этой ложкой…). А после 2 лет главенствует крайняя истеричность, плаксивость и демонстративность в поведении.
3. Эмоциональная нестабильность проявляется в моментальных переходах от аффективной весёлости к депрессивности.
4. Ребёнок метеочувствителен, у него случаются частые головные боли, периоды необоснованной утомляемости. В моменты эмоционального возбуждения могут возникать тики и судорожные движения.
5. Наблюдаются стойкие проблемы со сном (путает день и ночь, тяжело засыпает, беспокойно спит и т.п.) и /или проблемы с аппетитом. Режим устанавливается тяжело, а привыкнув к нему, ребёнок плохо реагирует на изменения режима.
6. Имеется (или имелся) энурез, устойчивые проблемы с приучением к горшку.
Слайд 11Некоторые признаки гиперактивности:
3. Эмоциональная нестабильность проявляется в моментальных переходах от аффективной
весёлости к депрессивности.
4. Ребёнок метеочувствителен, у него случаются частые головные боли, периоды необоснованной утомляемости. В моменты эмоционального возбуждения могут возникать тики и судорожные движения.
5. Наблюдаются стойкие проблемы со сном (путает день и ночь, тяжело засыпает, беспокойно спит и т.п.) и /или проблемы с аппетитом. Режим устанавливается тяжело, а привыкнув к нему, ребёнок плохо реагирует на изменения режима.
6. Имеется (или имелся) энурез, устойчивые проблемы с приучением к горшку.
Слайд 12Некоторые признаки гиперактивности:
5. Наблюдаются стойкие проблемы со сном (путает день и
ночь, тяжело засыпает, беспокойно спит и т.п.) и /или проблемы с аппетитом. Режим устанавливается тяжело, а привыкнув к нему, ребёнок плохо реагирует на изменения режима.
6. Имеется (или имелся) энурез, устойчивые проблемы с приучением к горшку
Слайд 137. У ребёнка выявлена задержка речевого развития. Несмотря на проблемы с
речью и логопедические отклонения – крайне болтлив, причём речь неинформативна, отчего иногда кажется, что ребёнок говорит ради процесса «говорения».
8. При стремлении к общению крайне соцдезориентирован, игнорирует нормы и модели поведения. Не способен учиться на собственных ошибках, игнорирует полученный жизненный опыт. Периодически создается впечатление крайней инфантильности ребёнка.
9. В детском коллективе принимается плохо, так как служит источником беспокойства: берёт чужие вещи, мешает играм других детей, не может придерживаться правил совместной игры, непредсказуем в общении. Дружеские отношения складываются лучше с детьми младше по возрасту или со сверстниками с аналогичными проблемами. В отношениях с родителями ярко проявляются черты «манипулятора», всегда – демонстративные, то есть плачет - навзрыд, говорит на грани громкости.
10. Ребёнку с трудом даются действия, требующие терпения: в малышковом возрасте он с трудом слушает чтение книг, не умеет складывать соответствующие возрасту головоломки, пазлы, мозаики, поздно приступает к сюжетно-ролевым играм.
11. Внимание избирательно – с одной стороны, может полчаса смотреть любимый мультфильм, с другой – не хватает терпения достроить простую пирамидку.
Слайд 14
9. В детском коллективе принимается плохо, так как служит источником беспокойства:
берёт чужие вещи, мешает играм других детей, не может придерживаться правил совместной игры, непредсказуем в общении. Дружеские отношения складываются лучше с детьми младше по возрасту или со сверстниками с аналогичными проблемами. В отношениях с родителями ярко проявляются черты «манипулятора», всегда – демонстративные, то есть плачет - навзрыд, говорит на грани громкости.
10. Ребёнку с трудом даются действия, требующие терпения: в малышковом возрасте он с трудом слушает чтение книг, не умеет складывать соответствующие возрасту головоломки, пазлы, мозаики, поздно приступает к сюжетно-ролевым играм.
11. Внимание избирательно – с одной стороны, может полчаса смотреть любимый мультфильм, с другой – не хватает терпения достроить простую пирамидку.
Слайд 15
11. Внимание избирательно – с одной стороны, может полчаса смотреть любимый
мультфильм, с другой – не хватает терпения достроить простую пирамидку.
12. При подготовке к школе и в младших классах отмечается, что он с трудом остаётся на месте при выполнении заданий. Легко отвлекается на посторонние предметы, «не слышит» инструкции других людей. У ребенка явно снижена избирательность внимания, то есть он не может долго сосредотачиваться на одном виде деятельности, постоянно не заканчивает начатое дело.
Слайд 16
13. Обладает феноменальной способностью всё терять. Игнорирует меры безопасности, не умеет
предвидеть последствия.
14. Уровень концентрации внимания ниже, чем у сверстников. Не способен выполнять домашние задания без строгого контроля.
Слайд 17
15. В школе поведение ребёнка требует повышенного внимания со стороны педагога.
Хотя характеризуется учителями как умница, его оценки в школе низки из-за несобранности, грязи в тетрадях, нелепых ошибок «по невнимательности». Истеричен, вспыльчив, плаксив, навязчив, может поступать демонстративно на уровне неприличного.
16. Имеются нарушения в письме и чтении, в том числе могут присутствовать дислексия, дисграфия или дискалькуляция.
Слайд 18Какие признаки указывают на необходимость обследования?
Если вы отмечаете больше 9
признаков у ребёнка, обратитесь к специалисту, ему стоит пройти обследование.
СДВГ – это сложное состояние, и его диагностика состоит из нескольких этапов, проводят их специалисты из разных областей.
Слайд 19В чем состоит процесс обследования и постановки диагноза?
Если
у родителей, воспитателей в детском саду или школьных учителей возникает какое-либо подозрение, следует обратиться к детскому или семейному врачу.
Если есть необходимость в дальнейшем обследовании, ребенка направят к невропатологу,психологу.
Цель проводимых анализов и проверок, кроме всего прочего, - исключить условия, которые могут вызвать схожие с СДВГ явления, такие как проблемы слуха или зрения, невыявленные эпилепсия, трудности обучения, задержка развития или эмоциональныепроблемы.
Лабораторные анализы при обследовании не нужны. Оно выявляет, есть ли у ребенка поведенческие и функциональные признаки этого состояния, нужен также неврологический осмотр.
Установить, если ли у ребёнка синдром гиперактивности с дефицитом внимания, может только специалист. Для каждого возраста есть целый ряд признаков, которые свидетельствуют о наличии СДВГ. Причём эти признаки должны устойчиво проявляться как минимум полгода. Только специалист знает полный список этих признаков, а также в какой пропорции и какой форме они должны проявляться у ребёнка, чтобы однозначно судить о гиперактивности. Гиперактивному ребёнку нужно наблюдение у невропатолога, занятия с дефектологом или детским- психологом. Так как гиперактивность ребёнка практически всегда дестабилизирует отношения в семье, большинству семей, где растёт СДВГ-малыш, нужна поддержка системного психотерапевта или семейного психолога.
Слайд 20КЛИНИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Оценка итогового заключения и постановка диагноза зависят от создания
целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия скрининга развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуально-топологическими особенностями, состоянием соматического нервно-психического здоровья
Процесс оценки психического развития ребенка осуществлялся с помощью клинико-биографического метода.
Для структурирования полученного материала родителям предлагалось заполнить анкету, данные которой сравнивались с записями амбулаторной карты школьника .
Отдельно рассматривались жалобы родителей и преподавателей на нарушения в поведении и развитии ребенка. Выяснялось, с какого возраста впервые появились патологические проявления: их характер, изменение течения заболевания в процессе роста ребенка; особенность развития, поведения ребенка, взаимоотношения со сверстниками взрослыми; склонность к определенным видам деятельности, определялась готовность детей к обучению в школе.
Слайд 21ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Основной целью психологического исследования является определение уровня и качества
актуального развития ребенка. Именно поэтому возникает необходимость создания наиболее синтезированного, многопланового подхода к диагностике нарушений психического и личностного развития детей с СДВГ. Это отражает необходимость многоуровневого анализа проблем конкретного ребенка: изучение его мстической отягощенности, особенностей эмоционального состояния матери и других членов семьи, особенностей семейного воспитания и микросоциальной среды. При обследовании выявляют особенности, формирования базовых составляющих психической деятельности, особенности нарушения психических процессов и функций, структуру дефекта, специфику личностного реагирования и развития компенсаторных механизмов. Наряду с этим необходимо изучение личностных особенностей ребенка, его способов взаимодействия в семье и других группах.
Слайд 22
Родители!
Запомните эту картинку!
Поймите, гиперактивный ребенок
НИ В ЧЕМ НЕ В И Н
О В А Т !
Это наша общая проблема. Давайте ее решать вместе.
Слайд 23Для построения коррекционной работы с детьми с СДВГ можно использовать следующую
литературу:
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: 2003.
Безруких М.М., Ефимова С.П., “Знаете ли вы своего ученика”, М., Просвещение, 1996 г.
Белкин А.С., “Ситуация успеха. Как ее создать”, М., Просвещение, 1991г.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Издательство Института психотерапии, 2001.
Буянов М.И., “Ребенок из неблагополучной семьи”, М., Просвещение, 1988г.
Волина В., “Как стать хорошим”, СПб, Дидактика плюс, 2001 г.
Заваденко Н.Н., “Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей”, Мир психологии №1, М., 2000 г.
Лаут Г.В., Шлоттке П.Ф. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры.- М.: Академия, 2008.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь.- СПб, Речь,2007.
Мотова Е.К., Манина Г.Б., “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”, СПб, 2001 г.
Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб, Речь, 2006.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Чистякова М.М., “Психогимнастика”, М., Просвещение, 1990 г.
Фопель К., “Как научить детей сотрудничать?”, М., 1998 г.