Слайд 1Возрастные особенности адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено
Подготовила педагог-психолог Коломиец
Юлия Григорьевна
Слайд 2Кризис отрочества- переход от детства к взрослости.
Подросток – уже не дитя,
но еще не взрослый.
Слайд 3Изменения… какие они?..
1. физиологические:
*бурный рост: у мальчиков прирост за год 6-10
см., у девочек 6-8 см.;
*окостенение скелета;
* возрастает сила мышц;
*развитие внутренних органов неравномерное;
*рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца;
*возрастает объем мозга;
*процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;
*половое созревание!
Слайд 42. Изменения в эмоциональной сфере - последствия физиологических изменений:
* утомляемость;
* повышенная
возбудимость или заторможенность;
* раздражительность, вспыльчивость, что может выражаться иногда в аффектах – бурное проявление эмоций;
* упрямство, эгоизм, уход в себя;
* острота переживаний;
* конфликты с окружающими;
Слайд 53. Изменения психических процессов:
* восприятие более целенаправленно, организованно и планомерно;
*
внимание еще произвольно и избирательно (может долго сосредотачиваться на интересном материале);
* запоминание в понятиях, связанных с осмысливанием, анализом и систематизацией информации;
* критичность мышления – требование доказательств.
Слайд 64. Развитие личности – кризис идентичности:
*авторитет педагога и родителя снижается;
* проявляет
больше самостоятельности;
* общение со сверстниками, взаимоотношения выступают на первый план, а учебные достижения на второй (успеваемость падает, снижается учебная мотивация);
* формирование нравственных идеалов и моральных убеждений, которые имеют неустойчивый , противоречивый характер.
Слайд 7Что такое адаптация?
Адаптация – процесс приспособления к новым условиям.
Дезадаптация – неумение
решать новые задачи, поставленные самой жизнью.
Слайд 8Виды дезадаптации:
1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности, отставание в развитии от
сверстников.
2. Поведенческая – несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Слайд 9Виды дезадаптации:
3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4.
Соматическая – отклонения в здоровье ребёнка.
5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Слайд 10Адаптация зависит от:
1. интеллектуальной готовности ученика;
2. коммуникативных навыков;
3. соблюдение школьных правил;
4.
ориентация в новых ситуациях;
5. требований родителей.
6. требований учителей
Слайд 11Признаки дезадаптации:
Усталый, утомленный вид;
Нежелание ребенка делиться впечатлениями о проведенном дне;
Стремление при
разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
Нежелание выполнять домашние задания;
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
Слайд 12Признаки дезадаптации:
Жалобы на те или иные события, связанные со школой;
Беспокойный ночной
сон;
Трудности утреннего пробуждения, вялость;
Постоянные жалобы на плохое самочувствие;
Пропуски уроков.
Слайд 13РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Слайд 14РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОБУЧАЕМОСТИ
Слайд 15Некоторые истоки проблем пятиклассников:
В письменных работах пропускает буквы.
Не умеет применять
правила, хотя знает их формулировки .
С трудом решает математические задачи.
Плохо владеет умением пересказа.
Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
Не умеет работать самостоятельно.
Слайд 16Некоторые истоки проблем пятиклассников:
С трудом понимает объяснения учителя.
Постоянно что-то и
где-то забывает.
Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Слайд 17Золотые правила воспитания для родителей:
Любите своего ребёнка, и пусть он никогда
не усомниться в этом.
Принимайте ребёнка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Слайд 18Золотые правила воспитания для родителей:
Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся
мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как Вы хотите.
Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно Вы.
Слайд 19Рекомендации родителям подростков:
Помогать справляться с трудностями в учебе, держать контакт с
учителями, классным руководителем.
Дополнительные занятия.
Вместе проанализировать те замечания, которые делают педагоги и сформулировать новые параметры оценки успеваемости.
Объяснить, что вы волнуетесь и переживаете за его учебу не меньше.
Слайд 20Рекомендации родителям подростков:
Общаться на равных.
Подбадривать, поддерживать, хвалить, но не перехваливать.
Организовать дополнительную
занятость.
Быть терпеливыми и спокойными.
Не придавать слишком большого значения оценкам в школе, а больше уделять внимание растущей личности ребенка.
Если у вас есть личные проблемы – обратитесь за помощью!
Слайд 22Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и
больших дел.