Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
п. Новый Урал
Юсупова Валерия Евгеньевна
Особенности языка СМС
сообщений
Индивидуальный проект по русскому языку
Тип проекта: социальный
Наставник:
учитель русского языка и литературы
Исаева Татьяна Анатольевна
2018
Слайд 2Цели и задачи
Цель моей работы - изучить особенности языка СМС -
сообщений.
Задачи:
1.Выяснить коммуникативные задачи СМС - сообщений.
2.Изучить историю возникновения СМС.
3. Рассмотреть жанры СМС - сообщений.
4. Выявить характерные особенности языка текстовых сообщений СМС.
5.Провести анкетирование школьников с целью выявления факторов влияющих на грамотность речи при СМС-общении.
7. Выяснить отношение школьников к форме общения СМС
Слайд 3Объект и предмет исследования
Объект исследования - СМС – сообщения.
Предмет исследования: язык СМС - сообщений.
Слайд 4Гипотеза и методы
Гипотеза: внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными
сообщениями приводит к обязательному снижению орфографической и синтаксической грамотности.
Методы:
- поисковый
- исследовательский
Слайд 5Понятие «SMS»
В толковых словарях понятие «SMS» не встречается. В Интернете в
Википедии приводятся следующие данные: SMS –
1. Услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.
2. Короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение.
Слайд 6История СМС - сообщений
В 1991 году институт стандартов в области телекоммуникаций
предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями.
В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. В послании так и значилось: «Merry Christmas – 92». На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.
Жанры СМС
любовные пожелания
бытовые мудрость
признания поздравления
романтические приколы
извинения вопросы – ответы
Слайд 8Признаки для СМС
Смс как средству общения характерны следующие признаки:
• ясность, четкость и
краткость, т.к. СМС-сообщений ограничено в знаках. (Ясно. Хорошо. Еду. Буду поздно.)
• для смс не всегда характерно соблюдение правил пунктуации и грамматики. (Ага щас приеду жди)
• особый смс-сленг. (лю тя - люблю тебя; прив - привет)
• большое количество сокращений слов, высказываний. (универ - университет)
• смайлики; по-особому составленные, как правило, из знаков препинания, картинки, отображающие настроение автора. (:)- выражение радости.)
Слайд 9Преимущества СМС - сообщений
передача большего количества информации за минимальное количество времени;
секретность информации;
служит
одновременно для передачи информации и эмоций;
возможность передачи информации при недоступности адресата;
возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли;
удобный способ оповестить большое количество людей, не затрачивая при этом много времени и средств;
можно редактировать;
можно сохранить.
Слайд 10
Недостатки СМС - сообщений
затруднение в понимании содержания;
ограниченное количество
символов;
пренебрежение правилами грамматики и орфографии, что приводит к снижению грамотности;
затрата времени на написание.
Слайд 11Особенности языка СМС
Отклонения от норм литературного языка
Сокращения, искаженное написание слов
Использование словаря
Т9
Использование вежливых слов
Использование символов, смайлов
Слайд 12Типичные ошибки СМС - сообщений
Из 12 СМС сообщений мной было выявлено
22 ошибки, среди которых наибольшее количество:
- 7 пунктуационных (отсутствие знаков препинания)
- 4 орфографические
- 4 использование просторечий.
- 2 использование жаргонной лексики.
-5 другие ошибки
Слайд 13Анкетирование одноклассников
Большинство учащихся нашего класса отдают предпочтение электронным средствам общения –
20 учеников.
При составлении СМС больше половины учеников используют буквы, символы и смайлы.
Словарь Т 9 используют только 9 человек.
Составители СМС для передачи просьбы, ответа, приветствия используют вежливые слова (15 учеников).
Только 5 опрошенных задумываются над грамотностью, создавая СМС.
Слайд 14Памятка написания СМС сообщений
Не используй жаргонизмы, просторечия, прозвища, обидные для адресата
слова. Подбирайте корректные слова.
Грамотно оформляй свои мысли, соблюдая языковые нормы, используя символы, словарь Т9, допустимые сокращения;
Используй слова этикета;
Старайтесь не сокращать слова, не оставляйте один-два слога, которые не всегда помогут без труда угадать слово;
Сокращайте при помощи цифр;
Старайтесь реже использовать популярные английские акронимы.
Обязательно подписывайтесь;
Передать свои чувства, переживания, ощущения можно с помощью картинок, аудиоэффектов, мелодий, анимации, смайликов.
проверяйте написанное;
Соблюдайте правила речевого этикета;
Отвечайте сразу.
Откажитесь от использования мобильного телефона в публичных местах.
Слайд 15Заключение
СМС – сообщения, несмотря на необычность, ненормативность, служат средством общения.
СМС-сообщения
служат средством общения, они удобны, практичны и дешевы, но это не более, чем один из видов электронного общения, не способный заменить родной язык.
Считаю, что современное электронное общение школьников необходимо корректировать: развивать умение слышать себя и грамотно оформлять свои мысли.
Гипотеза, выдвинутая мной, подтвердилась. Внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными сообщениями приводит к обязательному снижению орфографической и синтаксической грамотности.
Слайд 16Литература
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва, 2005
2. Веретенникова А.Е. Пути совершенствования
письменной речиhttp://www.irex.ru/press/pub/polemika/06/ver/
3. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций). Дис. канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 212 с.
4. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С. 17.
5. Сидорова М.Ю. «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?», или «На зеркало неча пенять...» // http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html
6. Торчилин В. Гибель письменной речи // http://science.ng.ru/human/2000-05-24/4_speech_death.html
Слайд 17Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
п. Новый Урал
Юсупова Валерия Евгеньевна
Особенности языка СМС сообщений
Индивидуальный проект по русскому языку
ип проекта: социальный
Наставник:
учитель русского языка и литературы
Исаева Татьяна Анатольевна
2018