Слайд 1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г.Бирюсинска
Педагогический совет
«Трудный
ребенок». Самореализация и социализация личности в условиях новой образовательной среды
Презентацию составил:
заместитель директора по УВР
Логинова В.А.
Февраль 2017
Слайд 2Цели и задачи
Цель
Определение причин неуспешности ученика в процессе воспитания
и обучения
Задачи
Составить алгоритм работы с «трудными» детьми и использовать его в работе.
Слайд 320 прилагательных с приставкой «не»
в характеристике «трудного»
Невнимательный
Неусидчивый
…
Слайд 4Неужели эти дети такие злоумышленники?
Причины
Медико-биологические
Психологические
Педагогические
Слайд 5Причины, по которым ребенок стал «трудным»
Отстает в физическом развитии
Высокий темп роста
Очень
возбудимый
Невозможно «достучаться»
Задержка в умственном развитии
Вундеркинд
Болезнь
Педагогически запущенные со стороны родителей и воспитателей
Слайд 6Есть стандарт «трудного» ребенка?
НЕТ!
Каждый ребенок труден по -своему
Слайд 7Вопрос-ответ
С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?
С того момента, как он
начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его.
Психолог Л.М.Зюбин
Слайд 8Причины, в силу которых ребенок становится «трудным»
Трудный, неуспевающий, отстающий – это
воспитание, условия, окружение в раннем возрасте.
Родители, воспитатели дошкольного возраста, учителя имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе - детским мозгом
Трудным ребенок становится в возрасте от года до семи-восьми лет
В.А.Сухомлинский
Слайд 10Роль семьи в воспитании ребенка
Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых
она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами — как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством. Но для семей, где воспитываются подростки — правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).
Слайд 11Роль семьи в воспитании ребенка
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей:
равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков
Слайд 12Роль семьи в воспитании ребенка
Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое.
Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Слайд 13Роль семьи в воспитании ребенка
Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением
подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт.
Слайд 14Подростки становятся трудными когда:
Требования родителей не соответствуют их возрасту:
Родители слишком много
позволяют, слишком мало требуют.
Родители слишком мало позволяют, слишком много требуют.
Родители часто заявляют ребёнку, что всё, что он из себя представляет, и что имеет- принадлежит на самом деле им- родителям; психологически как бы лишая ребёнка права на собственную жизнь, личность, чувства и достижения.
Слайд 15Подростки становятся трудными потому что:
Родители всё своё свободное время и силы
посвящают ребёнку, он является «краеугольным камнем» для семьи, смыслом существования и единственным «светом в окошке».
Родители не живут в согласии и любви друг с другом, в семье преобладает явное или скрытое непонимание, конфликты, взаимное неудовольствие.
Слайд 16Подростки становятся трудными чтобы:
Получить недостающее внимание родителей.
Отстоять своё право быть самостоятельной
личностью, самоутвердиться и уважать себя.
Слайд 17Учащиеся, которых учим мы…
Дается характеристика ученика, о котором говорим «трудный»(характеристику читают
классные руководители, отмечая особенность семьи)
- из многодетной семьи
- из неполной семьи, где воспитанием занимается только отец
- из семьи, где нет согласия и мира
- ребенок, который до 5-го класса рос и воспитывался в детском доме
Слайд 18Что говорят педагоги –психологи?
Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться,
прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Выступление психолога школы
Слайд 19Общие принципы социально-педагогической реабилитации
опора на положительные качества подростка
формирование будущих жизненных устремлений
подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии
Слайд 20Коррекция поведения «трудного» подростка
выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со
взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации
представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников
определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления
консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия
Слайд 21Найдем решение
Идет урок в 1 классе. Дети выполняют самостоятельное
задание в тетради. Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем – на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой и , повозившись в кармане он достает оттуда новый разноцветный шарик. С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Андрей усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно «сползать» со стула. И снова - замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения… Наконец – звонок, Андрей первым выбегает из класса.
Слайд 22По каким-то причинам ребёнок внутренне не принимает требований взрослых, сопротивляется им.
Каковы эти причины?
В связи с отрицательной эмоциональной реакцией ученика на неправильное, по его мнению, поведение учителя по отношению к нему: занижение оценки его успеваемости, незаслуженное наказание, а тем более оскорбление и унижение его достоинства.
Слайд 23По каким-то причинам ребёнок внутренне не принимает требований взрослых, сопротивляется им.
Каковы эти причины?
Непонимание взрослыми истинных мотивов поведения ребёнка, реагирование лишь на результат его деятельности или приписывание ребёнку несоответствующих мотивов.
Учитель неадекватно реагирует на действия ученика, что вызывает протест и неудовольствие. Если это происходит часто, то смысловой барьер между учителем и учеником закрепляется и приводит к неприятию учеником любых педагогических воздействий.
Слайд 24По каким-то причинам ребёнок внутренне не принимает требований взрослых, сопротивляется им.
Каковы эти причины?
Слишком однообразное и длительное применение одних и тех же воспитательных приёмов и средств. Они становятся для школьника привычными и надоедливыми, лишёнными какого-либо смысла. Особенно часто это бывает при назойливых словесных воздействиях: нотациях, выговорах, внушениях.
Слайд 25Решение педагогического совета
Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. От того,
насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков «трудности» являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья, поэтому…
Слайд 26Рекомендации для повышения результативности процесса перевоспитания трудного подростка
Эффективность работы зависит
от того, обеспечены ли необходимые условия:
- Единство требований администрации школы, педагогов, психолога, родителей
- Наличие сплочённого детского коллектива
- Наличие деятельности, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны как в глазах сверстников, так и в собственных
- изменение методов и приёмов учебно-воспитательной работы
- Стремление к общему диалогу с семьёй.
Слайд 27Правила оптимистического отношения к школьнику
Кто не любит детей, свою работу, тот
не имеет шансов на успех.
Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приёмов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении.
Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика.
Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
Индивидуальный подход к трудному ученику.