Слайд 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Психологический климат на уроке, культура взаимоотношений участников образовательного процесса,
как фактор воспитания»
Заместитель директора Воскобойникова М.В.
Гимназия№1 Смоленск
«И нам дано предугадать, как слово
наше отзовется?...»
Слайд 3ЦЕЛИ:
Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить факторы, стимулирующие создание
комфортной среды на уроке и препятствующие этому
Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках
Слайд 4Миссия гимназии
Формирование жизнеспособной творческой личности гимназиста, обладающего глубокими знаниями, социальной и
гражданской ответственностью, направленного на преобразование себя и окружающей действительности.
Слайд 5Вопросы для обсуждения
Психологический климат на уроке – важно ли это?
Какие условия могут его обеспечить?
2. Что осложняет взаимоотношения между учителем
и учеником?
3. Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить,
каким образом?
Слайд 6Психологический климат на уроке – важно ли это?
Какие условия
могут его обеспечить?
Дифференциация работы с учащимися
различного уровня развития
Включение учащихся в познавательную
деятельность на всех этапах урока
Создание ситуации успеха
Создание эмоционально-положительного отношения
к уроку
Предоставление учащимся права на самооценку
Слайд 7Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником?
«Здесь нет уже верха и
низа- учителей и учеников – здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе… когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение… осталось на низшей ступени образования…»
Ю.М. Лотман
Слайд 8 Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить и каким образом?
Слайд 9Конфликт на уроке
Конфликт- это столкновение интересов, ценностей, спор из-за вещей, действий.
Участники по-разному оценивают жизненно-важные, материально и духовно значимые вещи, явления, что ведет к эмоциональному напряжению, враждебным действиям.
Слайд 10Причины возникновения конфликтов
На почве деятельности: невыполнение учебных поручений и заданий;
На почве
поведения: пропуск уроков, нарушение правил поведения, девиантное поведение;
На почве отношений: антипатии психологического, морального характера, несовпадение оценок, взглядов.
Слайд 11Типы поведения личности в конфликте
Уход от конфликта
Приспособление, продиктованное стремлением сохранить статус,
несмотря ни на что
Компромисс-договор, устраивающий обе стороны
Соперничество – стремление выиграть
Сотрудничество – оптимальный вариант поведения, в результате которого выигрывают обе стороны
Слайд 12Алгоритм поведения в конфликтной ситуации
Необходимо погасить эмоции, проявить понимание собеседника.
Сосредоточиться на
проблеме, а не на участнике, отбросить взаимообвинения.
Выявить проблему, её причины, позиции сторон, мотивы, цели, интересы.
Найти приемлемый для всех вариант, прийти к обоюдному решению.
Слайд 14Выделяют четыре вида конфликтов:
внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов,
влечений, интересов личности;
межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
личностно-групповой - возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
Слайд 15Сигналы, предупреждающие конфликт:
кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу,
и человек становится способным на крайности - в своем воображении, иногда на самом деле);
недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).
Слайд 16Конфликты по своей направленности делятся на виды:
социально-педагогические - они проявляются как
в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты - нарушения в области взаимоотношений. Причины взаимоотношений могут быть следующими: психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния. Причинами может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих;
психолого-педагогические конфликты - в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;
социальный конфликт - ситуативные конфликты от случая к случаю;
психологический конфликт - происходит вне общения с людьми, происходит внутри личности.
Слайд 17Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть
показатель нормального развития .
Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе.
Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.
Слайд 18Позиции педагога в конфликте:
позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог
не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
позиция избежания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.
Слайд 19Предварительные выводы:
в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт
может носить конструктивный и деструктивный характер;
у большинства педагогов сохраняется настороженное отношение к конфликтам среди учащихся;
конфликтов не следует “бояться”, поскольку они закономерны;
конфликты среди подростков в силу их возрастных особенностей- явление распространенное и обычное;
к конфликту часто приводит высокий эмоциональный “накал” в общении;
причиной конфликта может служить утверждение своего “Я”;
внутриличностный конфликт может стать причиной межличностного конфликта;
вмешиваться педагогам в конфликт целесообразно не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя, своего товарища, своего учебного коллектива;
прежде чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, иначе вмешательство может приобрести педагогически негативный характер;
конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективными средствами воспитательного воздействия;
социальному педагогу необходимы глубокие специальные знания для успешного управления конфликтами среди подростков.
Слайд 20Психологические причины конфликтов:
недостаточно хорошее знание человека;
неправильное понимание его намерений;
неверное представление о
том, что он на самом деле думает;
ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;
неточная оценка отношения данного человека к другому
Слайд 21Возникновение этих причин приводит:
унижению достоинства человека,
порождает с его стороны
справедливую реакцию
в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика,
при этом ни тот, ни другой человек
не в состоянии понять и осознать
причины взаимно неприязненного поведения.
Слайд 22Формы защитного поведения в конфликтах:
агрессия (проявляется в конфликтах по “вертикали”, т.е.
между учеником и учителем, между учителем и администрацией школы и т.п.; она может быть направлена на других людей и на самого себя, нередко принимает форму самоунижения, самообвинения);
проекция (причины приписываются всем окружающим, свои недостатки видятся во всех людях, это позволяет справиться с излишним внутренним напряжением);
фантазия (что не удается выполнить в реальности, начинает достигаться в мечтах; достижение желаемой цели происходит в воображении);
регрессия (происходит подмена цели; снижается уровень притязаний; при этом мотивы поведения остаются прежними);
замена цели (психологическое напряжение направляется в другие области деятельности);
уход от неприятной ситуации (человек неосознанно избегает ситуации, в которых потерпел неудачу или не смог осуществить выполнение намеченных задач).
Слайд 23Конфликты деятельности
возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика
выполнить учебное задание или плохом его выполнении.
подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе;
когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой.
в последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину.
Слайд 24Конфликты поступков
всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и
конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Слайд 25Конфликты отношений:
Часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и
имеют, как правило, длительный характер.
Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Слайд 26участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и
определяется их поведение в конфликте;
разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику -- справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
Особенности педагогических конфликтов:
Слайд 27Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:
Учителю трудно принять новую
информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.
Утомление учащихся.
Конфликты на предыдущем уроке
Ответственная контрольная работа
Ссора на перемене,
Настроение учителя, его умение или неумение организовать работу на уроке
Состояние здоровья и личностные качества.
Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию
От протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок.
Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.
Слайд 28Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если
он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность.
Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.
Слайд 29Условия разрешения конфликта:
высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия,
и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
Слайд 30Психологическая памятка:
контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои
претензии, “выпустить пар”;
не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
стараться не выгонять ученика из класса;
по возможности не обращаться к администрации;
не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности,
давать оценку только его конкретным действиям;
дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;
независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Слайд 31Мониторинг психологической комфортности участников образовательного процесса
Высокий уровень тревожности учащихся
5 классы
– 17%
8 классы – 18%
10 классы – 20%
Слайд 32Мониторинг психологической комфортности участников образовательного процесса
Эмоциональный настрой ученического коллектива
в течение
учебного дня (62 респондента)
Слайд 33Мониторинг психологической комфортности участников образовательного процесса
Слайд 34Мониторинг психологической комфортности участников образовательного процесса
Слайд 35Мониторинг психологической комфортности участников образовательного процесса
Слайд 36Мониторинг психологической комфортности участников образовательного процесса
Слайд 37Мониторинг психологической комфортности участников образовательного процесса
Слайд 38«Шесть шляп мышления»
Белый – белый цвет беспристрастен и объективен.
Красный – символ
гнева, ярости и внутреннего напряжения.
Черный – это критика, негативизм.
Желтый – жизнеутверждающий цвет, оптимизм, позитивное мышление.
Зеленый – творческое начало, расцвет новых идей.
Синий – обобщение всего достигнутого, прекращение споров.
Слайд 40Правила гуманистической педагогики
Не навреди.
Нет насилию.
Признай всеобщую талантливость детей.
Не сравнивай успехи одного
ребенка с другим.
Поощряй любые положительные успехи ребенка.
Слайд 41Учитель гимназии!
Научись властвовать собой
Научись видеть душу в глазах ребенка
Никогда не высмеивай
его, не злись и не кричи
Будь всегда в хорошем настроении
Постоянно повышай самооценку школьников, будь правдив
Добивайся доверия, береги его
Будь умерен в похвалах и справедлив в наказании