Слайд 1Педагогический совет
Одарённые дети и особенности работы с ними
Цели и задачи:
–
изучить теорию вопроса;
- рассмотреть педагогический опыт учителей по теме;
– выявить готовность коллектива работать с детьми «с признаками одаренности» в условиях общеобразовательной школы;
Слайд 2
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность
на гуманистические, личностно -ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.
Слайд 3Понятие «одарённость» и «одарённый ребенок»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 4Какого же ребенка считать одарённым?
Одаренными и талантливыми детьми можно назвать
тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:
– интеллектуальной;
– творческо-продуктивного мышления;
– академических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе);
– общения и лидерства;
– художественной деятельности;
– двигательной сфере.
Ученые выявили признаки одаренности в каждой сфере. К личностным характеристикам одаренных детей относят:
– высокие интеллектуальные способности;
– высокие творческие способности;
– способность к быстрому усвоению и отличную память;
– любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
– высокую личностную ответственность;
– самостоятельность суждений;
– позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.
Слайд 5
Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «каковы бы ни
были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Поэтому следует уделять большое внимание подготовке учителей для работы со способными одаренными детьми. Педагогам необходимо нестандартно подходить к организации и проведению уроков, заниматься разработкой авторских программ, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант!
Слайд 6
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник (тьютор).
Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.
Занятия по свободному выбору – факультативные и особенно организация малых групп – в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Слайд 7
Английский ученый Г. Ревеш считает, что раньше всего в ребенке просыпаются,
развиваются способности к музыке, затем к математике, а что касается ИЗО – к концу периода зрелости к началу второй половины юношеского возраста, то есть к возрасту между 17–20 годами.
Исследование одаренности имеет особое значение в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются, но и развиваются. Период между 12 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность. Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись скорее всего о развитии склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в одаренность.
Слайд 8Принципы обучения одарённых детей:
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип индивидуализации
и дифференциации обучения;
– принцип учета возрастных возможностей.
Слайд 9Цели обучения одарённых детей:
– развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших
духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
– создание условий для развития творческой личности;
– развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
– обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Слайд 10Содержание образования одарённых детей:
В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к
разработке содержания учебных программ.
1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
Слайд 11
2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают
особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
Слайд 12
3) Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с
выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
Слайд 13
4) Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения
в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Слайд 14Методы и средства обучения:
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими
и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Слайд 15Рекомендуемые активные формы познавательной деятельности для использования на занятиях с одарёнными
детьми
Семинар, диспут.
Конференция, чтения(литературные, исторические, научные)
Защита проекта, реферата.
Олимпиада, турнир, викторина.
Аукцион знаний, мозговая атака.
Брейн-ринг, КВН, устный журнал.
Слайд 16
Пресс-конференция.
Час вопросов и ответов.
Конкурс, смотр знаний и умений.
Эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета).
Познавательные игры.
Рисованные
научно-популярные фильмы.
Интеллектуальный марафон.
Заочное путешествие во времени и пространстве.
Слайд 17Виды одарённости
– в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в
ремеслах, спортивную и организационную;
– в познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
– в художественно-эстетической деятельности – хореографическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
– в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность;
– в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Слайд 18
– по широте проявления – общая и специальная;
– по предпочитаемой
деятельности – интеллектуальная, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская и т. д.;
– по интенсивности проявления – повышенная готовность к обучению; одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);
– по виду проявления – явная и скрытая (не проявившаяся);
– по возрастным особенностям проявления – стабильная или преходящая (возрастная);
– личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.
Слайд 19Роль семьи
Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов
или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т. д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей.
Слайд 20
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего повышенное внимание
родителей.
Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными являются и сами родители. Это обстоятельство становится благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.
Слайд 21
Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка,
выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.
Слайд 22Рекомендации учителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно
получать знания
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами;
Слайд 23
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;
Помогайте
детям учиться управлять процессом усвоения знаний;
Научите детей прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;
Подходите ко всему творчески.
Слайд 24Некоторые правила , составляющие основу личного плана учителя по развитию старшеклассника
Поставьте
перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить конкретный результат;
Будьте довольны скромным прогрессом, успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становиться чертой отношения данного человека к делу;
Слайд 25
Будьте готовы учиться у других. Не бойтесь подвергать сомнению чужие взгляды,
это позволит достойно оценить мысли и поступки людей и повысить ваш авторитет в их глазах;
Учитесь на своих неудачах. Если вы не правы, будьте готовы признать это;
Помните, что своим развитием управляете, главным образом, вы сами. Вы должны отвечать за ход вашей собственной жизни.
Слайд 27Построение «графического профиля» ребёнка
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам
оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Слайд 29Заключение
основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению
в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.