Презентация, доклад к методическому семинару по теме Системно - деятельностный подход

Содержание

Урок с позиции системно – деятельностного подхода с учетом теории учебной деятельности

Слайд 1Современный урок с позиции системно – деятельностного подхода

Современный урок с позиции системно – деятельностного подхода

Слайд 2Урок с позиции системно – деятельностного подхода с учетом теории учебной

деятельности
Урок с позиции системно – деятельностного подхода  с учетом теории учебной деятельности

Слайд 3Алексей Алексеевич Леонтьев

Алексей Алексеевич Леонтьев

Слайд 4Даниил Борисович Эльконин

Даниил Борисович Эльконин

Слайд 5Иоганн Генрих Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци

Слайд 6Лев Семенович Выготский

Лев Семенович Выготский

Слайд 7В общей теории учения, основы которой, как отмечалось выше, были заложены Я.А.

Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отчественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин,Н.Ф. Талызина и др. 
В общей теории учения, основы которой, как отмечалось выше, были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране

Слайд 8"Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные

трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.

Слайд 9  1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.   2. В "классической"

советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.          
  1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.   2. В

Слайд 10 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это

один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия .           Ниже рассматривается трактовка учебной деятельности по Эльконину - Давыдову.         

 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и

Слайд 11Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а

как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания.

Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических

Слайд 12В концепции УД (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для

понимания ученика как субъекта познания.
В концепции УД (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания.

Слайд 13 Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в

которой он выступает как субъект
Щукина Г.И
Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъектЩукина Г.И

Слайд 14Субъект
(психологический справочник) – источник активности; творец; автор; инициатор преобразующей Д, преобразования

себя

Субъект(психологический справочник) – источник активности; творец; автор; инициатор преобразующей Д, преобразования себя

Слайд 15Характерные черты субъекта учения
Умение оценить свои возможности
Умение самому для себя создавать

способы действия
Умение свободно объяснять и критически оценить свои действия
Способность самостоятельно решать учебные задачи
Внутренняя свобода личности ученика и т.д.

Характерные черты субъекта ученияУмение оценить свои возможностиУмение самому для себя создавать способы действияУмение свободно объяснять и критически

Слайд 16С позиции требований ФГОС характерные черты субъекта учебной деятельности выражены УУД –

универсальными учебными действиями.
С позиции требований ФГОС характерные черты субъекта учебной деятельности выражены УУД – универсальными учебными действиями.

Слайд 17; вида УУД выделяет А.Г.Асмолов
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
Познавательные

; вида УУД выделяет А.Г.АсмоловКоммуникативныеРегулятивныеЛичностныеПознавательные

Слайд 18Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят

изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
В.В.Давыдов
Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность

Слайд 20Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов

УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Ниже приведем несколько точек зрения.
Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической

Слайд 21По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;
определение конечной

учебной цели - мотивы;
предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;
выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;
действия контроля;
действия оценки (Репкин, 1997; аннотация).

По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;определение конечной учебной цели - мотивы;предварительное определение системы

Слайд 22По А.У. Варданян, Г.А. Варданян:
учебные задачи и действия, направленные на

их разрешение;
характер эмоциональной окрашенности УД;
цель УД;
средства (методы, способы) осуществления УД;
результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);
характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий (Варданян А.У. и др., 1985).

По А.У. Варданян, Г.А. Варданян: учебные задачи и действия, направленные на их разрешение;характер эмоциональной окрашенности УД;цель УД;средства

Слайд 23В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин (Эльконин Д.Б., 1974) выдвинул общую

гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят:учебная цель;
учебные действия;
действия контроля процесса усвоения;
действия оценки степени усвоения.

В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин (Эльконин Д.Б., 1974) выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её

Слайд 24В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
учебные ситуации (или задачи);
учебные действия;
действия

контроля и оценки

В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:учебные ситуации (или задачи);учебные действия;действия контроля и оценки

Слайд 25В соответствии с общепсихологической теорией деятельности (Леонтьев А.Н., 2001) в структуре УД

выделяются:
потребность;
учебная задача;
мотивы учебной деятельности;
учебные действия и операции.

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности (Леонтьев А.Н., 2001) в структуре УД выделяются:потребность;учебная задача;мотивы учебной деятельности;учебные действия и

Слайд 26Анализ любого типа деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных

компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций.
Анализ любого типа деятельности предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий

Слайд 27Урок становится элементом формирования и развития учебной деятельности младшего школьника. В

связи с этим урок также предполагает вычленение и описание взаимосвязи следующих структурных компонентов - потребностей, мотивов, задач, действий и операций младших школьников.
Урок становится элементом формирования и развития учебной деятельности младшего школьника. В связи с этим урок также предполагает

Слайд 28Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо, чтобы они овладели указанными

выше учебными действиями;
чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий" (Эльконин, 1974).

Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо, чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;чтобы их деятельность становилась

Слайд 29и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно

элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению.
и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали

Слайд 30"Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи

выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя"


Слайд 31Возрастные особенности формирования учебной деятельности

Возрастные особенности формирования учебной деятельности

Слайд 32На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты

структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста.          
На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки).

Слайд 33 Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические

знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя.
 Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова,

Слайд 34На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой УД

она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы (основным показателем этого является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании самой потребности в УД. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты
см. статью Г.А. Цукерман "Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?")
На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой УД она остаётся коллективно распределённой, но при

Слайд 35А.К. Маркова для изучения уровня сформированности УД у учащихся выделила следующие аспекты

ее диагностики (Маркова, 1990;):
Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:
понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи;
самостоятельная постановка школьником учебных задач;
самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.

А.К. Маркова для изучения уровня сформированности УД у учащихся выделила следующие аспекты ее диагностики (Маркова, 1990;):Состояние учебной задачи

Слайд 36Состояние учебных действий:
какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и

др.);
в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;
владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата;
Состояние учебных действий:какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и др.);в какой форме он их выполняет

Слайд 37Состояние самоконтроля и самооценки:
умеет ли ученик проверять себя после окончания работы

(итоговый самоконтроль);
может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
владеет ли школьник адекватной самооценкой;
доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде;
Каков результат учебной деятельности:
объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);
субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий) (Маркова А.К., 1990. С. 9).


Состояние самоконтроля и самооценки:умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);может ли проверять себя в

Слайд 38Какие существуют трактовки понятия "учебная деятельность"?
Как трактуется учебная деятельность в направлении

Эльконина - Давыдова?
В чем сущность учебной деятельности?
Назовите авторов концепции учебной деятельности.
Как трактуется понятие "субъект деятельности" в концепции учебной деятельности?
Назовите основные особенности учебной деятельности.
Назовите характерные особенности усвоения знаний и умений внутри УД.
Как определяет структуру учебной деятельности В.В. Репкин?
Сравните точки зрения на структуру УД В.В. Репкина и А.У. Варданяна.
Какие компоненты УД выделили Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов?
В чем проявляется специфика учебной задачи?
Какие учебные действия в структуре УД выделяют И. Ломпшер и А. Коссаковски?
Назовите закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности по В.В. Давыдову.
Что понимается под становлением УД?
Чем отличается становление УД от ее формирования?
Назовите основные возрастные особенности формирования УД.
Что характерно для формирования УД в младшем подростковом возрасте?
Что такое ведущая деятельность?
В каком возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью?
В чем проявляется ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте?
Назовите основные аспекты диагностики учебной деятельности.
По каким признакам можно изучать степень сформированности учебных действий? 

Какие существуют трактовки понятия

Слайд 39Урок Веры Анатольевны Малахаевой
Задание
Определить на уроке компоненты учебной деятельности и дать

им характеристику.
Урок Веры Анатольевны МалахаевойЗаданиеОпределить на уроке компоненты учебной деятельности и дать им характеристику.

Слайд 40Урок с позиции системно – деятельностного подхода с учетом ТДМ Л.Г.Петерсон

Урок с позиции системно – деятельностного подхода с учетом ТДМ Л.Г.Петерсон

Слайд 41Для построения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» был использован аналогичный

способ, заключающийся в конкретизации для процесса обучения методологической теории деятельности - системы понятий и схем (аксиом), описывающих универсум деятельности человека (Г.П. Щедровицкий, А.А. Деркач, О.С. Анисимов и др.)

Для построения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» был использован аналогичный способ, заключающийся в конкретизации для процесса

Слайд 42Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к

учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.Данный этап процесса обучения предполагает

Слайд 432. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация

учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
2. Актуализация и пробное учебное действие.На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного

Слайд 444. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока -

устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовываюттему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовываюттему урока,

Слайд 457. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная

форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.




7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания

Слайд 46Урок с позиции ТДМ Ирины Анатольевны Ульяновой Задание: Определить структурные компоненты ТДМ

на уроке.
Урок с позиции ТДМ Ирины Анатольевны Ульяновой Задание: Определить структурные компоненты ТДМ на уроке.

Слайд 47Спасибо за внимание!
Котречко И.В.

Спасибо за внимание!Котречко И.В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть