Презентация, доклад к мастер-классу Метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе учителя-логопеда с учащимися с ОВЗ

Содержание

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.                                                               Сократ В настоящее наблюдается резкий рост числа детей с отклонениями в

Слайд 1

МБОУ Школа №70
Учитель –логопед:
Шишова А.А.
2019 год
Метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе учителя-логопеда

с учащимися с ОВЗ
МБОУ Школа №70Учитель –логопед:Шишова А.А.2019 год Метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе учителя-логопеда с учащимися с ОВЗ

Слайд 2
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.                                    

                          Сократ
В настоящее наблюдается резкий рост числа детей с отклонениями в психическом развитии, особенно это видно в образовательном пространстве в целом: яслях, детских садах, школах.

Статистика показывает:

около 60-70% детской популяции рождается с различными родовыми травмами (чаще всего микротравмами шейного отдела);

происходит накопление препатологических и патологических стигматов (знаков).
Причем это место имеет даже в случаях, когда ребенок «здоров» по объективным клиническим показателям;

дизонтогенез речевых процессов с самого раннего возраста проявляется в разнообразных вариантах отклоняющегося развития;

отягощение соматического развития, постепенно перестает рассматриваться специалистами как сколь-нибудь значимое отклонение от нормы. Представления о норме «реакции», «нижней границе нормы» становится все более либеральной, условной;

 

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.                                              

Слайд 3Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии

когнитивный метод : чаще

всего ориентированный на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирования тех или иных психических функций. Например, речи, речеслуховой памяти и т.д.

метод двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, ,массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные техники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души «психики» и «тела»: первый ориентирован «на голову», а «второй «на тело».
Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии когнитивный метод : чаще всего ориентированный на преодоление трудностей

Слайд 4Принципиальное отличие традиционных методов коррекционной работы от метода замещающего онтогенеза

Традиционные методы:
отсутствии

иерархии





Метод замещающего онтогенеза:
соблюдении иерархии

Обычная суммация

Когнитивные
методы

Методы двигательной коррекции

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза

Включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов

Принципиальное отличие традиционных методов коррекционной работы от метода замещающего онтогенезаТрадиционные методы:отсутствии иерархииМетод замещающего онтогенеза:соблюдении иерархииОбычная суммацияКогнитивныеметодыМетоды двигательной

Слайд 5Метод замещающего онтогенеза
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции

и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Циганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семе-нович, 1997; Семкнович, Вообьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2008). Предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО)- базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития через упражнения.


Метод замещающего онтогенезаВ нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович,

Слайд 6Сопровождение детей по методу замещающего онтогенеза

Многие особенности развития ребенка можно скорректировать,

пройдя с ним все этапы сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.
Основные блоки упражнений:
дыхательные упражнения;
глазодвигательные упражнения;
массаж и самомассаж;
растяжки;
упражнения двигательного репертуара;
кинезиологические упражнения;
релаксация
Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Сопровождение детей по методу  замещающего онтогенезаМногие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы

Слайд 7Дыхательные упражнения
Индивидуальные


Групповые

Дыхательные упражненияИндивидуальныеГрупповые

Слайд 8Институт
биологической
обратной связи
Технология «БОС-Здоровье»-
«Учимся и оздоравливаемся»
Диафрагмально-релаксационное дыхание
(ДРД)

Институт биологической обратной связи Технология «БОС-Здоровье»- «Учимся и оздоравливаемся»Диафрагмально-релаксационное дыхание(ДРД)

Слайд 9Упражнения для расслабления мышц

Упражнения  для расслабления мышц

Слайд 10Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану,
и

нисколько не устану!
Губы не напряжены
и рас-слаб-ле-ны….

лягушки

Свои губы, прямо к ушкам,растяну я, как лягушкапотяну – перестану, и нисколько не устану!Губы не напряжены и

Слайд 11Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются,
И приятно расслабляются.

орешки
Зубы крепче мы сожмем,А потом их разожмем.Губы чуть приоткрываются,И приятно расслабляются. орешки

Слайд 12Кончик языка
внизу,
Язык горкой подниму.
Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!
Я

растаять ей велю –
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И приятно расслабляется!

горка

Кончик языка внизу,Язык горкой подниму.Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!Я растаять ей велю –Напряженья не люблю.Язык

Слайд 13Глазодвигательные упражнения

Глазодвигательные упражнения

Слайд 18МАССАЖ И САМОМАССАЖ

МАССАЖ  И  САМОМАССАЖ

Слайд 19 МАССАЖ И САМОМАССАЖ «Снеговик»

МАССАЖ  И  САМОМАССАЖ   «Снеговик»

Слайд 23Растяжки

Растяжки

Слайд 24Упражнения двигательного репертуара

Упражнения двигательного репертуара

Слайд 26ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой

(вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте

Слайд 27КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПОВЫШАЮТ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
РАЗВИВАЮТ МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО
СИНХРОНИЗИРУЮТ
РАБОТУ
ПОЛУШАРИЙ
УЛУЧШАЮТ
МЫСЛИТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБЛЕГЧАЮТ
ПРОЦЕСС
ЧТЕНИЯ

И
ПИСЬМА

СПОСОБСТВУЮТ
УЛУЧШЕНИЮ
ВНИМАНИЯ
И ПАМЯТИ

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯПОВЫШАЮТ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬРАЗВИВАЮТ МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛОСИНХРОНИЗИРУЮТ РАБОТУ ПОЛУШАРИЙУЛУЧШАЮТ МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБЛЕГЧАЮТ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ И ПИСЬМАСПОСОБСТВУЮТ УЛУЧШЕНИЮ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ

Слайд 28КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«КУЛАК –РЕБРО –ЛАДОНЬ»
Три положения на плоскости стола, последовательно

сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ«КУЛАК –РЕБРО –ЛАДОНЬ»  Три положения на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости,

Слайд 29КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ЛЯГУШКИ (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания).
Положить руки

на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯЛЯГУШКИ (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания). Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата

Слайд 30КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«ЛЕЗГИНКА»
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону,

кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ«ЛЕЗГИНКА»Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой

Слайд 31КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
КОЛЕЧКО
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯКОЛЕЧКОПоочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,

Слайд 32КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«УХО – НОС»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа,

а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ«УХО – НОС»  Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.

Слайд 33КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать

лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ«СИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ»Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз

Слайд 35Все умеют танцевать, бегать , прыгать и играть, но не все пока

умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно

"Поза покоя"

Все умеют танцевать, бегать , прыгать и играть, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.Есть у нас

Слайд 37«Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это

не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и осмотрительно, а самое главное –надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребёнка».
В.А.Сухомлинский
«Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего возраста, - это не бездонный колодец, из которого можно

Слайд 38Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть