Слайд 1"Возрастные особенности шестиклассников".
Слайд 2"Возрастные особенности шестиклассников".
Учитель МКОУ СОШ
с.Осиновая Речка
Солдаткина Т.Н
2014год
Слайд 3В 12-13 лет
практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста.
Ведущая деятельность
подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости.
Слайд 4
Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие
требования:
1.У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
Слайд 52. Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону,
смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
Слайд 63. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый
день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
Слайд 74. Старайтесь не ругать подростка
в случае неудачи. Помогите ему разобраться
в причинах случившегося.
Слайд 8
Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте
(обнимайте, целуйте).
Слайд 96.
Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка,
не забывайте расширять его права.
Слайд 107.
Приучайте подростка к систематическому труду.
У него обязательно должны быть
обязанности по дому.
Слайд 118.
Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и
у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
Слайд 12Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал
уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
Слайд 1310.В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее
появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Слайд 14Шестиклассники
(дети 12—13 лет)
характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности,
возникновением познавательных интересов.
Слайд 15В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки
его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Слайд 16Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению
с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Слайд 17В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у
части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Слайд 18Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер.
Слайд 19МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ
В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются
его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).
Слайд 20С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда
какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.
Слайд 21Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы
— от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Слайд 22Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный,
вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 12—13 лет.
Слайд 23
В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ
«Сверхценными» могут стать и достаточно устойчивые желания, то
есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.
Слайд 24Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время
у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.
Слайд 25ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше.
С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.
Слайд 26Значение интересов подростковом возрасте чрезвычайно велико.
По их содержанию во многом можно
судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.
Слайд 27Влияют на отсутствие интересов у детей
также социальные условия: нехватка кружков, книг
в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе.
Слайд 28Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в
этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.
Слайд 29«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в
переходном возрасте, — писал Л.С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами»
Слайд 30ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости
общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Слайд 31Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые
он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
Слайд 32Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в
средних классах школы.
Слайд 33При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в
суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.
Слайд 34Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно
легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».
Слайд 35Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий
уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.