Слайд 1
«Устное народное творчество»
ГОК АО « ОШ при УИН» при ФКУ ИК-8
г.Благовещенск
Классный руководитель: Лисенко Юлия Владимировна
Слайд 2
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои
сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение
Слайд 3 Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы,
величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.
Слайд 4Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по
объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.
Слайд 5
Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком,
восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и другие.
Слайд 6Былины. Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке.
Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния.
Слайд 7Сказки. Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества
основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.
Слайд 8Легенда , в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ.
Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.
Слайд 9Загадки. Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением
некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.
Слайд 10Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица -
ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание.
Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.
Примеры пословиц:
Где любовь да совет, там и горя нет.
Люби дело — мастером будешь.
Первый парень на деревне, а в деревне один дом.
Примеры поговорок:
льёт как из ведра
медвежья услуга
вокруг да около.
Слайд 11Колыбельные песни. Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные
песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня!»
Спи, моя радость, усни,
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Мышка за печкою спит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Слайд 12Пестушки и потешки.Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки.
В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись,
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Слайд 13Прибаутки. В первые годы жизни детей няньки и матери пели им
песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла".
Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки!
Слайд 14Приговоры, заклички. Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками
и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существу.
Перед кормлением
Травка муравка со сна поднялась,
Птица- синица за зерно взялась,
Зайки - за капустку,
Мышки - за корку,
Детки за молочко.
Слайд 16Игровые приговоры и припевы. Жанры произведений устного народного творчества включают игровые
приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий. устное народное творчество сказки Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.
Слайд 17В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные
образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.
Частушка:
Сидит Ванька у ворот
Широко разинув рот,
А народ не разберет,
Где ворота, а где рот.
Слайд 18
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро
ли каникулы?
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.