Слайд 1Притча “Бабочка”
Что же в руках мальчика?
Какой выбор сделает мальчик?
Как можно
оценить убийство
бабочки?
А сохранение ее жизни?
ВОПРОС:
Добро и
зло.
Честь и
достоинство.
Слайд 31. Доброта – это все положительное, полезное.
2. Доброта – это
отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
3. Доброта – это улыбка, которая согревает душу человека
Зло – это все то, что разрушительно.
ВОПРОС:
Высшее проявление добра?
Высшее проявление зла?
Слайд 4Народная мудрость.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит
ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.
ВОПРОС:
Как вы думаете, о чем говорит это поверье?
Злой и плачет от зависти, а добрый – от радости
Народная мудрость гласит:
« Добро – не лихо, ходит тихо».
Слайд 5Пословицы и поговорки о добре и зле
- Всяк добр, да
не до всякого.
- Добро на худо не меняют.
-Доброе смолчится, худое молвится.
- Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.
- Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
- Добрые чувства – соседи любви.
ВОПРОС:
Как вы думаете почему борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества и, к сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло?
Слайд 6Тест «Добры ли вы?»
1.У вас появились деньги. Могли бы вы
истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.Товарищ рассказал вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?
3.Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
4.Часто ли вы говорите людям приятное, просто чтобы поднять настроение?
5.Любите ли вы злые шуточки?
6.Вы злопамятны?
7.Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9.Бросаете ли вы игру, если начинает проигрывать?
10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы охотно выполняете просьбы?
12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Слайд 7Тест «Добры ли вы?»
Посчитайте все ответы «ДА» на вопросы 1,3,4,7,11,
поставьте по 1 баллу, а также за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж и плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Слайд 8 АФОРИЗМЫ:
Совесть – это постоянный нравственный
самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
М. А. Савицкий
Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
Шопенгауэр
Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Д. С. Лихачев
Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
О. Бальзак
Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
Самое лучшее украшение – чистая совесть.
Цицерон
понятие “совесть”, приведенное в философском словаре.
Слайд 9 СОВЕСТЬ-
Из философского словаря
это способность человека как
нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение
Стыд и совесть – почти синонимы. И не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть. Стыд сильнее самого строгого наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести за нашу неискренность.
Игра «ИСКРЕННОСТЬ»
Слайд 10 «Надо, чтобы человек поступал правильно, по
совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой».
А. С. Макаренко
Пословицы и поговорки о чести и совести:
-Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
-Всякому своя честь дорога.
-В ком честь, в том и правда.
-Совесть – это наш внутренний судья (Гольдбах)
-Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау)
-Хорошо на свете тому жить, у кого нет стыда в глазах. (А. Островский)
-Честь – это внешняя совесть, совесть –это внутренняя честь (Шопенгауэр)
-Честь есть нечто иное, как хорошее мнение о нас других людей (Манденвиль)
Слайд 11ВОПРОС:
1.Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое
честь и достоинство, из чего они складываются?
2.Что значит «бесчестный человек»? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек?
Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя. Даже поэты складывают стихотворения об этих человеческих ценностях.
Слайд 12CИНКВЕЙН:
- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек
высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
1. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. (книга)
2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. (Увлекательная, познавательная)
3. На третьей строчке записывают три глагола, обозначающих действия, относящиеся к теме синквейна. (Помогает, раскрывает и доказывает)
4. На четвертой строчке размещается - состоящее из нескольких слов предложение с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой. (Это неиссякаемый источник знаний)
5. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.(Мудрость)
1-я группа – слово честь, 2-я группа – слово совесть,3-я группа - слово достоинство.