Презентация, доклад к исследовательскому проекту Многократное повторение звуков при создании литературного образа в поэзии автор Стахнев Р. 8 класс, руководитель: учитель-дефектолог Корчуганова Е.А.

Содержание

Актуальность: Я люблю поэзию. Я решил выяснить почему меня так трогают стихи, какими литературными приёмами владели их авторы, чтобы найти отклик в душе читателей, повлиять на наши чувства.

Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Многократное повторение звука при создании литературного образа

в поэзии»

Выполнил : Стахнев Роман ученик 8 класса
Руководитель: Учитель-дефектолог Корчуганова Е.А.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ  Тема:  «Многократное  повторение звука при создании литературного образа в поэзии»Выполнил :

Слайд 2Актуальность:
Я люблю поэзию.
Я решил выяснить почему меня так трогают

стихи, какими литературными приёмами владели их авторы, чтобы найти отклик в душе читателей, повлиять на наши чувства.
Актуальность: Я люблю поэзию. Я решил выяснить почему меня так трогают стихи, какими литературными приёмами владели их

Слайд 3Цель исследования:

Узнать, что такое многократное повторение звуков в стихах, как оно

влияет на создание литературного образа. Какими приемами достигается эффект проникновения стихотворного произведения в душу читателей.
Цель исследования:Узнать, что такое многократное повторение звуков в стихах, как оно влияет на создание литературного образа. Какими

Слайд 4Задачи исследования:
1. Сбор информации о многократном повторении звуков в стихотворных произведениях,

и их видах.
2. Анкетирование учащихся и педагогов нашей школы.
3. Подбор примеров стихотворений по видам звукописи, анализ стихотворных отрывков.
4. Провести полный анализ 2 любимых стихотворений
5. Обобщить полученную информацию в виде рекомендаций ученикам по выразительному чтению стихотворений


Задачи исследования: 1. Сбор информации о многократном повторении звуков в стихотворных произведениях, и их видах.2. Анкетирование учащихся

Слайд 5Гипотеза исследования Предположим, что многократное повторение звуков в поэзии влияет на эмоции

читателей и помогает создать литературный образ произведения. Объект и предмет исследования Процесс многократного повторения звуков в стихотворениях. Сборники стихотворений различных поэтов.
Гипотеза исследования Предположим, что многократное повторение звуков в поэзии влияет на эмоции читателей и помогает создать литературный

Слайд 6Методы исследования
обобщение и анализ собранной информации
подбор стихотворений
подсчет звуков, анализ атмосферы стихотворения
анализ

2 любимых стихотворений
обобщение полученных знаний

Методы исследования обобщение и анализ собранной информацииподбор стихотворенийподсчет звуков, анализ атмосферы стихотворенияанализ 2 любимых стихотворенийобобщение полученных знаний

Слайд 7 ЗВУКОПИСЬ 1) прием, создания образов

путём подбора слов, звуков, похожих на звуки реального мира (свист, ветра, рёв мотора и т.д.) 2) прием усиления выразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков .
ЗВУКОПИСЬ 1) прием, создания образов путём подбора слов, звуков, похожих

Слайд 9 Результаты анкетирования: ( 25 чел-к: 5 учителей, 20

учеников) : Любят читать стихотворения 20% опрошенных 80% не любят Почему? Не люблю, трудно , не понимаю- 80 % Люблю, красиво звучит, нравится – 20% Самый известный или любимый поэт? Пушкин – 60%, Есенин -15%, Лермонтов -25%. У вас есть любимое стихотворение? Да – 30%, Нет – 70% Что такое звукопись? Не знаю – 95% (20 учащихся и 4 педагога) Вывод: Значит, выбранная мною тема актуальна.
Результаты анкетирования: ( 25 чел-к: 5 учителей, 20 учеников) :   Любят читать

Слайд 10 ВИДЫ ЗВУКОПИСИ:

ВИДЫ ЗВУКОПИСИ:

Слайд 11 1) Аллитерация – это прием повторение

согласных звуков в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Например: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут? О чём говорят? (К. Бальмонт, «Камыши») Многократное повторение звука Ш создало эффект одиночества, ночной прогулки, шуршания камыша на ветру. Звук Ш повторяется 6 раз, звук С – 2 раза.
1) Аллитерация –  это прием повторение согласных звуков в стихотворении, придающее

Слайд 12 2) Ассонанс – это приём повторения гласных звуков. Брожу

ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь своим мечтам. (А. Пушкин)   Звук У использован, чтобы изобразить гул городской улицы, движения, шум толпы; звук «У» повторяется 6 раз, звук «Ю» - 2.


2) Ассонанс – это приём повторения гласных звуков.  Брожу ли я вдоль улиц

Слайд 133) Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

Они используются для достижения комического эффекта. Область рифм — моя стихия, И легко пишу стихи я, Без раздумья, без отсрочки Я бегу к строке от строчки, Даже к финским скалам бурым Обращаюсь с каламбуром. (Д. Минаев) Эффект достигается использованием разных по смыслу, но по звуковому составу фонематически сходных слов.
3) Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.  Они используются для достижения комического

Слайд 144) Анафора  — прием повторения сродных звуков, слов. Жди меня, и

я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. (К. Симонов) Автор настраивает слушателей на тему ожидания и важности дождаться возвращения солдата во время войны, необходимости чтобы кто-то любил и ждал дома: семья, жена, дети. Слово Жди повторяется 11 раз.
4) Анафора  — прием повторения сродных звуков, слов.  Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,

Слайд 155) Эпифора  — прием повторения конца стиха. Шумели, сверкали и к дали влекли, и

гнали печали, и пели вдали… (К. Бальмонт) Слог «Ли» повторяется 8 раз , создает эффект движения за горизонт, стремления в даль.
5) Эпифора  — прием повторения конца стиха.  Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали,

Слайд 16В практической части я изучил 2 полных стихотворения ( С.Пиритимова «Апрель»

и отрывок из поэмы Руслан и Людмила «У лукоморья дуб зеленый» А.С. Пушкина) , по предложенному плану: 1) определить какие звуки повторяются многократно 2) определить вид звукописи, 3) посчитать количество повторяющихся звуков 4) описать эффект, которого добивался автор стихотворения  
В практической части я изучил 2 полных стихотворения ( С.Пиритимова «Апрель» и отрывок из поэмы Руслан и

Слайд 17 Пиритимов С. «Апрель» Снова я

слышу Весёлые трели. Это капели, Как птицы, запели. Это повсюду, Не зная печали, Разноголосо Ручьи зажурчали. Каждая лужа Светло заблистала Каждая щепка Корабликом стала.   1)Повторение согласных Р, Л, Н. 2) Вид звукописи - аллитерация, т.к. повторяются согласные звуки. 3) Количество повторений звука «Л» - 13, звука «Р» - 5, звука «Н» - 4 раза 4) Повторение звуков Л, Н придаёт звучанию произведения плавность, медлительность, возникает ассоциация с неспешным таянием снегов, с тем, как маленькие ручейки начинают течь, чтобы слиться вскоре в больший и более шумный ручей. Энергичный звук Р, передаёт рокот этих ручьёв. Созданию звукового эффекта рокота, журчания помогает появившееся в последних двух строфах повторение шипящих Ж, Ч, Щ.
Пиритимов С. «Апрель» Снова я слышу  Весёлые трели.

Слайд 18А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
У

лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Повторение звуков О, У, Е, И, А.
Вид звукописи ассонанс – повторение гласных
Звук А повторяется 52 раза, О -51, У – 20 раз, Е – 48, И – 45.
Распевными гласными автор добивается эффекта волшебной сказки, плавной мелодичной речью заманивает в лес, полный чудес, описывает жизнь и быт сказочных героев. Заставляет читателя включить воображение, окунуться в волшебный мир детства.
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»  отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь

Слайд 19Правила выразительного чтения стихотворений 1) Прочитай стихотворение 1 раз, подумай о чем

оно. 2) Найди в словаре незнакомые слова, спроси у учителя, правильно ты понял смысл стихотворения. 3) Проставь ударения во всех словах, выделяй голосом словесное ударение – ударный слог говори громче, протяжнее. 4) Расставь правила орфоэпии. 5) Расставь паузы: на знаки препинания (.) – ставится длинная пауза II (считаем про себя до 5), на знак (,) – короткая пауза I ( считаем про себя до 3). 6) Выдели слова, на которые падает логическое ударение, подчеркни данное слово, говори его громче. 7) Выделяй голосом интонацию: - вопросительная интонация: выделяется голосом -повышением тона, - вопросительное слово (Кто? Что? Когда? Зачем? Сколько? Почему? Где? И др.) - восклицательная интонация – выделяй голосом последнее слово фразы, тон голос идёт вверх, подача голоса сильная, радостная, эмоциональная (Ура, каникулы!) - повествовательная интонация в начале предложения тон идет вверх, а в конце предложения опускается вниз. 8) Прочитай несколько раз стихотворение соблюдая правила. Следи за произношением - говори четко, внятно. Выучи стихотворение к уроку или к празднику. Расскажи стихотворение одноклассникам.
Правила выразительного чтения стихотворений  1) Прочитай стихотворение 1 раз, подумай о чем оно.  2) Найди

Слайд 20

Правила орфоэпии: 1) Безударное О, говори как А. 2) Слова ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, говори как ШТО, ШТОБЫ, ПОТОМУ ШТО. 3) Звонкие согласные в конце слова, говори как глухие: Б - П, В - Ф, Д - Т, З - С, Ж - Ш, Г – К : П Т К гриб сад сапог 4) Звонкие согласные перед глухими согласными, говори как глухие: Ш П Ф С Ш С Т ложка юбка второй сказка дорожка из парты под ковром   5) Окончания в глаголах -ТЬСЯ, -ТСЯ, говори как – ЦА. 6) Окончания -ОГО, -ЕГО говори как - ОВА, - ЕВА. ова ова ево ( красного, большого, синего ) Н 7) Двойные согласные в слове, говори как 1 долгий звук. АННА 8) Непроизносимые звуки в словах не говорим, но пишем: со(л)нце пожалу(й)ста здра(в)ствуйте двена(д)цать праз(д)ник лес(т)ница

Слайд 21

Заключение
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, это мы чувствуем, читая поэзию.
В поэзии, используются разные приемы усиления выразительности речи: аллитерацию, ассонанс, каламбурные рифмы, анафору,эпифору. Многократное повторение звуков (звукопись) нужный элемент выразительности поэтических произведений. Благодаря этим приемам можно точно почувствовать настроение, атмосферу произведения. Именно звукопись в поэзии влияет на эмоции читателей, помогает создать литературный образ произведения.

Слайд 22 Спасибо за внимание!

Спасибо за  внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть