Слайд 1
«Современные подходы в
духовно-нравственном
воспитании детей с ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ)
Воспитатель первой категории «ГБОУ Республики Марий Эл
школа №1 г. Йошкар-Олы» Лапина Вера Анатольевна
Слайд 2«Самый лучший учитель
для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним,
забывает,
что он учитель, и видит в своем ученике друга,
единомышленника.
Такой учитель знает
самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника,
и слово в его устах становится могучим орудием
воздействия на молодую, формирующуюся личность.
От чуткости учителя к духовному миру воспитанников
как раз и зависит создание обстановки,
побуждающей к нравственному поведению,
нравственным поступкам»
(В.А.Сухомлинский)
Слайд 3Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем
Слайд 4Духовно-нравственное воспитание -
это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование
гармоничной личности посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями»
понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Слайд 5Духовность и нравственность –
понятия, существующие в неразрывном единстве. При их
отсутствии начинается распад личности и культуры.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.
Духовность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Слайд 6Задача
духовно-нравственного воспитания
состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества
педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Слайд 8Трудность духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
Недостаточностью исследования темы
нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Нарушения в психофизиологическом развитии.
Низкий педагогический потенциал семей.
Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное)
Слайд 9Основные направления
духовно-нравственного развития и воспитания
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Слайд 10Принципы организации воспитательного процесса
• принцип деятельностного и
творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип учета возрастных особенностей;
• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.
Слайд 11Задачи воспитательной работы:
1. Организовать работу по сплочению воспитанников класса и формированию
детского школьного коллектива .
2. Оказать помощь вновь прибывшим детям.
3. Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах .
4. Проводить профилактическую работу среди обучающихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице.
5. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам.
6. Формировать у воспитанников коммуникативную культуру.
7. Проводить работу по налаживанию сотрудничества с родителями обучающихся класса, привлекая их к проведению совместных праздников, выездных экскурсий.
Слайд 12Оцени поступок
Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять
их смысл, давать им оценку
Слайд 13Формы внеклассной работы
тематический классный час;
классное собрание;
час общения;
информационный час;
игры;
праздники;
викторины;
конкурсы;
состязания.
Слайд 14Правильно организованное духовно-нравственного воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья способствует:
профилактике правонарушений;
формирует
духовный мир ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество;
раскрывает творческий потенциал;
способствует воспитанию трудолюбия;
формированию дружеских отношений в коллективе.
Слайд 15 Дети проживают в школе большую часть своей жизни. От
того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед.
Слайд 27Экскурсия в национальную библиотеку им. С.Г. Чавайна