Слайд 1Патриотическое воспитание – основа духовно-нравственного развития молодежи.
Автор работы : Малькина Галина
Васильевна.
Слайд 2Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и
духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.
Слайд 3Патриотизм - духовный стержень народов России.
Быть патриотом – естественная потребность людей,
удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
Слайд 4Но, исходя из последних событий, многие ученые отмечают, что кризис происходит
в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности.
Слайд 5Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи.
Воспитание молодежи происходит в социуме: семья, друзья, школа, колледж и т.д.
Слайд 6«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать -
воспитывать любовь к
родным местам,
воспитывать духовную оседлость»
Д. С. Лихачев.
Слайд 7Воспитание молодежи в рамках учебного заведения происходит под руководством преподавателя. Преподаватель
выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя-предметника и куратора, воспитателя.
Слайд 8Целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка.
Слайд 9Главное в воспитательной работе – взаимодействие куратора и воспитанников. Эти
отношения, основанные
на коллективной, партнерской, равноправной творческой
деятельности куратора и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и
окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности куратора, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Слайд 10Работа куратора – это кропотливый труд, это
не просто мероприятия отдельные, а
это жизнь вместе с воспитанниками и в колледже, и дома, и в социуме, поддержка их в трудную минуту. И когда студенты , окончившие наше учебное заведение , навещают, говорят слова благодарности – это уже результат.
Слайд 11Выбранные мною виды работы помогают реализовывать направления, обозначенные в воспитательной программе
нашего колледжа.
В перспективе буду продолжать работу в этом направлении, используя
разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в
становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы.
Слайд 12Среди старшеклассников очень успешно и продуктивно проходят классные часы-диспуты, на которых
им предлагается поразмышлять над словами, сказанными выдающимися людьми, определить, насколько они актуальны в наше время. Например…
Слайд 13
Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси,
что ты можешь сделать для своей родины.
- Джон Кеннеди -
Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу.
- Патриарх Алексий II -
Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.
- Николай Чернышевский -
Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
- Александр Пушкин -
Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.
- Теодор Рузвельт -
Слайд 15Классный час – размышление.
Совесть – внутренний судья человека.
Совесть благо, благородство
и достоинство –
Вот оно святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
Слайд 16
«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ
НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В
ЭТОМ НАША СИЛА»
Классный час – беседа.
Слайд 17У каждого свой бой (классный час, посвященный воинам – афганцам)
Звучит над землею родною:
«Равнение – на героя!..»
И застывают шеренги
Краснознаменного строя.
Роберт Рождественский
Слайд 18Классный час –размышление.
«Говорят погибшие герои».
Слайд 19"Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения
и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.
К.Д.Ушинский.
Слайд 20Огромное значение имеют русский язык и литература в патриотическом воспитании, ведь
патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. В процессе обучения перед филологами проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро.
Слайд 21Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь,
книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, -это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма.
Слайд 22Русский язык ,как учебный предмет, несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие
чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как "Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др.
Слайд 23Зачастую, в случайных беседах, выясняется, что обучающиеся впервые слышат такие имена
как : Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой. Поэтому в течение учебного года можно подобрать тексты диктантов, содержащие в себе рассказ о подвигах этих подростков. Или же написать изложение с элементами сочинения, предложив обучающимся поразмыслить над рядом вопросов : А смог бы я так?; Актуален ли патриотизм в наше время? и т. д.
Слайд 24Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных
тем в процессе всего обучения русскому языку: "Тире между подлежащим и сказуемым” - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; "Прилагательные полные и краткие” - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; "Степени сравнения имен прилагательных” - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Слайд 25При изучении раздела «Лексика» можно использовать работу со словарём и в
воспитательных целях. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например, дать определение понятиям родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество, патриот, патриотизм , а затем прочитать в "Школьном толковом словаре” и "Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные этим же словам. Ответить на вопросы :Чем различается материал словарных статей? Что объединяет эти слова? Написать сочинение-рассуждение на тему "Что значит – быть патриотом”.
Слайд 26Для того чтобы помочь ученикам осмыслить , осознать сущность любого нравственного
понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках , во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления , сравнения его с другими , близкими и противоположными ему.
Слайд 27Безусловно , учитель должен проделать эту работу сам , выстроив для
себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие , миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.
Слайд 28Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества,
поэтому при объяснении учащимся ценностей личности , которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять , как их изживать. Поэтому обучающимся предлагается подобрать антонимы к этим же понятиям.
Слайд 29Так, для того чтобы подростки смогли понять сущность человеческих отношений, которые
мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество»- «приятельские отношения», осознавать , что они обозначают , какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.
Слайд 30Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше
общество, сумев достигнуть рыночной экономики, станет богатым, то никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя литературы.
Слайд 31И решить её помогают произведения литературы. В числе писателей, поставивших в
центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В. Астафьева, В.Распутина, Ю.Бондарева и многих других.
У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне.
Слайд 32Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и
личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Слайд 33Повести В.Быкова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни», Б.Васильева «А зори здесь
тихие», В Кондратьева «Сашка», поэма Твардовского «По праву памяти», романы М.Булгакова «Белая гвардия», Л.Толстого «Война и мир», А.Толстого «Петр1» - произведения , поднимающие тему войны, Отечества , придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству , подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.
Слайд 34Ребята по- новому осмысливают , что значит мужество. Это не просто
не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю.
Поэзия периода Великой Отечественной войны ( К. Симонов, А.Твардовский, А.Ахматова, В.Высоцкий и т.д.) воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Слайд 35Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного
человека становится понятнее , ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь , пусть неимоверно тяжелая.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа.
Слайд 36При изучении такой большой темы, как «Литература периода Великой Отечественной войны»,
использую метод проектов. Например, работая над проектом «Поэты-волгоградцы», учащиеся создают антологию произведений, в которых закрепилось личное авторское восприятие пережитого, ведь именно поэтический текст в наибольшей степени может способствовать пробуждению эмоционального отношения к событиям военного времени.
Слайд 37Все это можно оформить в виде газеты:
- одна из рубрик
содержит иллюстрированные интервью с ветеранами Великой Отечественной войны( живущими и ныне в нашем поселке);
- тема работы следующей группы-«Биографии поэтов военной поры»;
-третья группа создаёт сборник стихов; четвёртая – иллюстраторы.
Слайд 38Можно выполнить проект « Пройдемся по памятным местам» (заочная экскурсия по
Мамаеву кургану).
Каждый описываемый элемент сопровождается стихотворением, посвященным этому памятнику, обелиску и т.д.
Слайд 39В заключении ребята приходят к созданию синквейна
Поэзия.
Трогательная, проникновенная.
Призывает,
спасает, воодушевляет.
В военную пору поддерживает, помогает.
Память.
Слайд 40Специфика нашей работы такова, что мы пытаемся донести до обучающихся такие
понятия ,как патриотизм, нравственность, доброта, но отзовутся они в душах и сердцах еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.
Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.