Слайд 1Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы
Слайд 2
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе.
Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины.
Слайд 3
Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают пословицы,
которые можно использовать при изучении различных тем в процессе обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.)
Родная сторона - мать, чужая – мачеха;
Родина - мать, умей за неё постоять.
Слайд 4
Жить — родине служить.
Для внука дедушка — ум, а бабушка —
душа.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Слайд 5
“Прилагательные полные и краткие”
(5 кл.)
Своя земля и
в горести мила;
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Слайд 6
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
Красна птица перьем, а
человек ученьем.
Сильный победит одного, знающий — тысячу.
Слайд 7
“Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.)
Родина краше солнца, дороже
золота;
Любовь к Родине сильнее смерти.
Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Слайд 9
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к
Родине. Воспитывая у детей это чувство, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.
Слайд 10
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания
в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Слайд 12
Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости
- мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”, изучающейся на протяжении трех лет.
Слайд 14
В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят
о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Слайд 15
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского
воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.
Слайд 17
Так, изучая стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся
раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага.
Слайд 19
Высокое патриотическое чувство передает басня И.А. Крылова “Волк на
псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ждет участь Волка.
Слайд 21
При изучении романа “Дубровский” шестиклассники должны увидеть в А.С.Пушкине
писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины.
Слайд 23
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого
товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю. Их подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отстаивание ее чести и независимости.
Слайд 25
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова
“Судьба человека” (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.
Слайд 26
При анализе текста учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло
человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Слайд 27
На уроке можно провести параллель между данным рассказом и
следующими произведениями: А.Толстой “Русский характер”,
Э. Хемигуэй “Старик и море”, Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”.
Слайд 28
Большую роль играют помещенные в учебнике литературы стихотворения
К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний
Слайд 29Заключение
Особенность нашей работы такова, что мы сеем зерна
разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и к окружающим людям, то мы можем считать свою задачу выполненной.