Слайд 1Конфликты
«Не конфликтуй: с умным договорись,
дурака обмани»
Слайд 2«При деловом конфликте идет обсуждение проблемы. В психологическом конфликте обсуждаются личности.
Психологический конфликт идет до взаимного уничтожения, а деловой решает проблему и сближает партнеров».
Михаил Литвак
«Принцип сперматозоида»
Слайд 3Конфликт – это отсутствие понятия между двумя или более сторонами –
лицами или группами
Это происходит тогда, когда существующие
противоречия, разногласия нарушают
нормальное взаимодействие между
людьми, препятствуют достижения
совместной цели или индивидуальной целей.
Слайд 4Конфликты бывают:
Функциональными (конструктивные)
Способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений
Дисфункциональные (деструктивные)
Конфликты препятствующие
эффективному взаимодействию и принятию решения
Слайд 5Классификация Л. Коузера
Реалистические конфликты (предметные)
когда участниками кажется несправедливое распределение между
них каких-то преимуществ.
Нереалистические конфликты (беспредметные)
Острое конфликтное взаимодействие становиться не целью достижения конкретного результата, а самоцелью.
Слайд 6Типы конфликтов
Внутриличностный
Межличностный конфликт
Конфликт между личность и группой
Межгрупповой конфликт
Социальный
конфликт
Слайд 7Границы конфликта
Пространственные
Внутрисистемные
Временные (начало, продолжительность, конец)
Первый участник сознательно и активно действует в
ущерб другому участнику путем физических или психологических действий.
Второй участник осознает, что эти действия направлены на него
Второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта ( с этого момента можно считать, что конфликт начался)
Конфликт всегда начинается как двустророннее (многостороннее) поведение, и ему предшествует инициирующее действие одной из сторон.
Слайд 8Элементы конфликта
Два участника/две стороны
Взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон.
Поведение направленное на уничтожение
планов и интересов противоположных сторон.
Применение силы для влияние на другую сторону
Противопоставление действий/поведение сторон
Стратегия и тактика конфликтного взаимодействия
Личностные особенности участников
Характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т.д.
Слайд 9Психологические типы участников конфликта
Деструктивный тип
Конструктивный тип
Конформный тип
Слайд 10Деструктивный тип
Заботиться о собственных интересах и ради достижения своей цели готов
открыто идти на конфликт
Склонность к развязыванию и усилению конфликта вплоть по физического уничтожения
Эгоист, зачинщик ссор и скандалов, в учреждениях – кляузник, в толпе - инициатор беспорядков и разрушительных действий.
Склонен к риску и острым ощущениям без осознания последствии
Конфликтное поведение обусловлено недостатков самоконтроля
Особенности воспитания и детства
Приведите примеры
Слайд 11Конструктивный тип
Стремиться избежать конфликтов
Старается найти решение приемлемое для обеих сторон
Предпринимает действия
на снятия эмоциональной напряженности
Охотно идет на переговоры, стремиться прояснить предмет разногласии и нащупать пути их урегулирования
Слайд 12Конформный тип
В конфликте склонен уступить, подчиниться, чем продолжить борьбу
Конформный тип приятен
для агрессивных переговорщиков и отличен при конфликте, когда предмет спора не принципиален для участников.
Не путать с пацифистами!
Слайд 13Основные причины конфликтов в организации
Распределение ресурсов
Взаимозависимость задач
Различие в целях
Различие в способах
достижения целей
Неудовлетворительные коммуникации
Различие в психологических особенностях
Слайд 14Особенности реагирования в конфликтной ситуации
Соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособление
Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»
(методика К.Томаса)
Слайд 15Поведение в конфликте
Дайте партнеру «выпустить пар».
Попросите его спокойно сформировать претензии.
Сбивайте агрессию
неожиданным приемом (переключите эмоциональный фон партнера с отрицательного на положительный).
Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах.
Слайд 16Поведение в конфликте
5. Попросите партнера сформулировать окончательный конечный результат.
6. Попросите партнера
сформулировать варианты решения.
7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Критикуем поведение, а не личность.
8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензии
Слайд 17Поведение в конфликте
9. Держитесь в эго-состоянии «взрослый».
10. Не бойтесь извиниться, если
чувствуете вину.
11. Ничего не доказывайте.
12. Замолчите первым.
13. Не характеризуйте состояние оппонента.
14. Уходя, не хлопайте дверью.
15. Говори, когда оппонент остыл
Слайд 18Независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушить отношения
Слайд 19Кейс 1
В бухгалтерии в одном кабинете работают две сотрудницы. Одна
из них молодая, другая в предпенсионном возрасте, но обе хорошие специалисты. Несмотря на то, что они работают независимо друг от друга, старшая сотрудница регулярно вмешивается в работу молодой: дает ей советы, постоянно говорит об отсутствии компетенции, указывает на ошибки. Кроме того, женщина предпенсионного возраста постоянно обращает внимание на то, как выглядит молодой специалист, пытается ее по-своему «образумить». При этом старшая сотрудница делает это без злого умысла — таким образом, она беспокоится о своей «неопытной» коллеге. Как следует поступить женщинам в данной ситуации?
Слайд 20Кейс 2
В отдел назначают нового молодого руководителя. При этом большинство его
подчиненных значительно старше — средний возраст персонала — 40 лет. Любые решения и установки молодого начальства сотрудники воспринимают негативно — они полагают, что руководитель недостаточно компетентен. Молодой человек в свою очередь понимает, что его подчиненные относятся к нему отрицательно, и хочет изменить такое отношение. Как можно выйти из подобной ситуации?
Слайд 21Кейс 3
В коллективе есть сотрудник, считающий себя «душой компании» —
он постоянно шутит, рассказывает анекдоты, регулярно уходит на перекуры и зовет половину отдела с собой. Большинству работников такое поведение кажется неуместным — мало того, что шутки балагура далеко не всегда смешные, при этом он еще и отвлекает коллег от работы. Однако напрямую попросить весельчака умерить свой пыл сотрудники стесняются. Что следует предпринять его коллегам?
Слайд 22Кейс 4
В коллективе работают менеджер и его ассистент. Первый регулярно
нагружает своего помощника работой, а сам большую часть рабочего времени сидит в социальных сетях, разговаривает с коллегами и подолгу обедает. Однако итоговый результат совместной работы он преподносит как свою личную заслугу, за что регулярно получает от начальства благодарности и премии, в то время как ассистент остается в тени. Как помощнику выйти из этой ситуации?