Презентация, доклад к дисциплине Нарушение голоса

Содержание

Этиология и патогенез Ринофония (греч. rhinos нос + греч. phönê голос)- это нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации.

Слайд 1РИНОФОНИЯ
Выполнила:
студентка группы 17.1-425
cпециальность: «Логопедия»
Ахметшина Алина

РИНОФОНИЯ Выполнила: студентка группы 17.1-425cпециальность: «Логопедия»Ахметшина Алина

Слайд 2Этиология и патогенез
Ринофония (греч. rhinos нос + греч. phönê голос)-

это нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации.


открытая закрытая
Органической ринофония считается, если имеется анатомическая причина ее возникновения. Во всех остальных случаях ринофония является функциональной.

Этиология и патогенез Ринофония (греч. rhinos нос + греч. phönê голос)- это нарушение тембра голоса при нормальной

Слайд 3При открытой ринофонии нарушение функционирования небно-глоточного затвора приводит к чрезмерному участию

носовой полости в акте резонирования, когда озвученная струя направляется не в ротовую, а в носовую полость, вызывая нарушение тембра.
Открытая ринофония подразумевает наличие гиперназализации — нарушения баланса резонирования, при котором ротовые звуки произносятся с носовым оттенком. Гиперназализация чаще всего сопровождается носовой эмиссией (слышимой утечкой воздуха через носовые ходы при произношении звуков, требующих давления в полости рта).


При открытой ринофонии нарушение функционирования небно-глоточного затвора приводит к чрезмерному участию носовой полости в акте резонирования, когда

Слайд 4Открытая ринофония может формироваться при врожденных расщелинах неба, небно-глоточной недостаточности (наличии

остаточного отверстия при небно-глоточном смыкании), укорочении или гипотонусе мягкого неба, а также после удаления аденоидов или миндалин, если имеют место послеоперационные рубцы, ограничивающие подвижность небной занавески, в этом случае рекомендуется начинать логопедическое обучение как можно быстрее.


Открытая ринофония может формироваться при врожденных расщелинах неба, небно-глоточной недостаточности (наличии остаточного отверстия при небно-глоточном смыкании), укорочении

Слайд 5Органическая открытая ринофония возникает при укорочении мягкого нёба, что является признаков

порока развития. Соотношение между длиной твердого и мягкого неба при этом составляет 3:1 или даже 4:1 (вместо 2:1 в норме).
Органическая открытая ринофония может быть следствием открытой ринолалии, наступившей в результате рас­щепления твердого и мягкого нёба. В данном случае открытая ринофония проявляется лишь нарушением тембра голоса без фо­нетических дефектов.

Пример.
Александр К., 12 лет.
Диагноз: врожденное расщепление твердого и мягкого нёба и верхней губы.

В трехмесячном возрасте ребенку была произведена хейлопластика, в шестилетнем — уранопластика. Мальчик длительное время занимался с логопе­дом и дома, в результате занятии у него полностью исправлен фонетический де­фект. Учится в V классе массовой школы.
Мягкое нёбо длинное, подвижное, но его активность быстро истощается. Глоточный рефлекс снижен, поэтому неточен нёбноглоточный затвор. Uvula укорочена. Вставлен обтуратор для расширения верхней челюсти. Зубы кари­озные.
Голос со значительной степенью назализации, глухой, монотонный, мало-модулированный. При сознательном контроле ребенка голос приобретает уме­ренно назализованный характер, увеличивается его громкость и звонкость, улучшаются интонационные возможности речи: она становится более вырази­тельной, эмоционально окрашенной, удаются основные интонемы — вопрос, ут­верждение, восклицание.
Таким образом, привлечение сознательно-произвольного уров­ня регуляции речевой деятельности улучшает интонационные возможности ребенка. Но речь является высокоавтоматизирован-ной моторной функцией, поэтому важно перевести произвольный контроль в бессознательно-непроизвольный (что и удалось в про­цессе длительных логопедических занятий).

Органическая открытая ринофония возникает при укорочении мягкого нёба, что является признаков порока развития. Соотношение между длиной твердого

Слайд 6Приобретенная органическая открытая ринофония возникает при приобретенных парезах и параличах мягкого

нёба, миасте­нии, перфорациях, свищах твердого или мягкого нёба, вызван­ных ранением, туберкулезом, сифилисом. Открытая ринофония может быть неприятным последствием тонзиллэктомии, когда послеоперационные рубцы стягивают мягкое нёбо и ограничива­ют его подвижность. 
Пример:
Инна Р., 16 лет.
Диагноз: органическая открытая приобретенная ринофония.
Из анамнестических данных известно, что она в трехлетнем возрасте перенесла тяжелый грипп, после чего стала говорить со значительной назализацией. Не лечилась и не занималась с логопедом. В последнее время стала тяжело переживать свой недостаток.
При обследовании мягкого нёба выяснилось, что последнее достаточной длины, но недостаточной подвижности. При речи амплитуда колебаний нёбной занавески очень незначительна, ее двигательные возможности быстро истощаются, т. е. продолжительность фонаторного периода 1—2 сек. Глоточный рефлекс едва намечается. Нёбно-глоточный затвор не образуется.    Голос со значительной степенью назализации, монотонный, глухой, мало-модулированный. Все гласные и согласные звуки (особенно взрывные) произносятся с сильной утечкой воздуха в нос. Интонационные возможности речи ограниченны, речь маловыразительна.
Диагноз: открытая ринофония на почве периферического постгриппозиого пареза мягкого нёба.
  В результате логопедических занятий в течение двух месяцев ринофония была устранена.

Приобретенная органическая открытая ринофония возникает при приобретенных парезах и параличах мягкого нёба, миасте­нии, перфорациях, свищах твердого или

Слайд 7Функциональная открытая ринофония возникает от ряда при­чин. Иногда она появляется у

ослабленных, астеничных детей с вялой артикуляцией, у которых мягкое нёбо не дотягивается до задней стенки глотки. Функциональная открытая ринофония мо­жет быть следствием истерических реакций, появляющихся я результате психической травмы, испуга, страха. Возникающие при этом истерические парезы мышц, а соответственно и рино­фония, носят преходящий характер. Привычная функциональная открытая ринофония наблюдается после прошедшего постдифтеринного паралича нёба, удаления аденоидов, хоанальных поли­пов, опухолей носоглотки. Такое нарушение возникает в результате забывания представле­ния о движении, утраты кинестетической опоры движения (в дан­ном случае мягкого нёба) или вследствие создания новых физиологических условий для образования звуков речи.

Функциональная нестойкая открытая ринофония наблюдает­ся при снижении слуха. Ее появление связано с неточной арти­куляцией, в том числе неточен и нёбно-глоточный затвор.
Функциональная открытая ринофония возникает от ряда при­чин. Иногда она появляется у ослабленных, астеничных детей с вялой артикуляцией,

Слайд 10Закрытая ринофония может быть следствием патологического процесса в носовой полости или

носоглотке. При этом носовой резонатор не выполняет функции обработки гортанного звука







Закрытая ринофония может быть следствием патологического процесса в носовой полости или носоглотке. При этом носовой резонатор не

Слайд 11При закрытой ринофонии имеется гипоназализация: нарушение баланса резонирования, при котором носовые звуки произносятся с

ротовым оттенком. Недостаток носового резонирования проявляется при произнесении слов, содержащих звуки [М, Н]. При резко выраженной форме гипоназальности [М] произносится как [Б], а [Н] как [Д]. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок. При закрытии носовых ходов гипоназальность не меняется.
Причины органической закрытой ринофонии — различные бо­лезненные процессы в носоглотке — аденоиды, полипы, фибромы, искривления носовой перегородки, быстрый воспалительный отек слизистой носа во время насморка, атрезия хоан и др.
При закрытой ринофонии имеется гипоназализация: нарушение баланса резонирования, при котором носовые звуки произносятся с ротовым оттенком. Недостаток носового резонирования проявляется

Слайд 12Функциональная закрытая ринофония встречается у детей довольно часто. Порой она трудна

диагностически, так как объективно не наблюдается изменений в носовой полости. Механизм закрытой ринофонии можно объяснить следующим образом: мягкое небо при фонации ненормально сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Гортань при этом опускает, а примыкающие полости удлиняются. Подобные явления наблюдаются после удаления опухолей носоглотки, когда органическая закрытая ринофония переходит в функциональную привычную ринофонию.

Функциональная закрытая ринофония встречается у детей довольно часто. Порой она трудна диагностически, так как объективно не наблюдается

Слайд 13М. Зейман (1962) выделил два вида закрытой ринофонии: переднюю органическую ринофонию — при

нарушениях именно в носовых ходах (хроническая гипертрофия слизистой носа, полипы носовой полости, искривление носовой перегородки) и заднюю органическую — при изменениях в носоглотке, уменьшении носоглоточной полости (аденоидные разрастания).
Функциональная закрытая ринофония встречается при гиперфункции мягкого неба.
После устранения органической причины закрытой ринофонии, например, удаления аденоидов, может сохраняться так называемая привычная ринофония.
М. Зейман (1962) выделил два вида закрытой ринофонии: переднюю органическую ринофонию — при нарушениях именно в носовых ходах (хроническая

Слайд 16Ринофония центрального характера встречается при парезах и параличах мягкого неба, на фоне тяжелых

заболеваний нервной системы, например при бульбарной дизартрии. При нарушениях центрального характера рефлекс глотания сохранен.
 Центральный паралич или парез мягкого нёба встречается относительно редко. Следует отличать его от периферического па­ралича: при периферическом параличе мягкое нёбо неподвижно, нарушена не только фонация, но и глотание, жидкость проходит в нос. При центральном—подвижность мягкого нёба ограниче­на при фонации, но рефлекторные его движения при глотании сохраняются. При псевдобульбарном параличе может быть как периферический, так и центральный (при стертых формах) па­ралич мягкого нёба (врожденный и приобретенный).



Ринофония центрального характера встречается при парезах и параличах мягкого неба, на фоне тяжелых заболеваний нервной системы, например при бульбарной

Слайд 17Периферическая ринофония может формироваться при расщелинах неба, периферических парезах и параличах мягкого

неба, ограничении его подвижности вследствие дифтерии, после удаления миндалин, травмы, при повреждении двигательных веточек язычно-глоточного и блуждающего нервов, при ранении или давлении опухоли. При нарушениях периферического характера рефлекс глотания нарушен.
При этом наблюдается также хрипота и афония вследствие наруше­ния функции внутренних мышц гортани.
Периферическая ринофония может формироваться при расщелинах неба, периферических парезах и параличах мягкого неба, ограничении его подвижности вследствие дифтерии,

Слайд 18Диагностика ринофонии
Приемы выявления гиперназализации и носовой эмиссии, характерных для открытой ринофонии

Гиперназализация может иметь разную

степень выраженности:
- легкую;
- среднюю;
- выраженную.

Для выявления гиперназализации используются следующие задания:

Упражнение 1. Произнести гласные в последовательности от наименее назальных к наиболее назальным:
А (ляля плачет), Э (мишка идет), О (зубик болит), У (пароход гудит), И (мышка бежит).
Оценка произношения звуков [П, Б] дает наиболее полное представление о небно-глоточной функции у детей, поэтому им предлагается:


Упражнение 2. Назвать 20 картинок с изображением 20 слов, содержащих звуки [П-П', Б-Б']. По количеству слов, произнесенных с носовым оттенком, можно предполагать степень небно-глоточной недостаточности.

Для составления дидактического материала важно использовать звуки, наиболее рано появляющиеся в речи ребенка, для образования которых необходимо определенное давление в ротовой полости: щелевые [Ф, В, X, их мягкие пары]; взрывные [П, Б, Т, Д, К, Г, их мягкие пары]: папа, попугай, паук, пальто, пони; пень, пила, петух, Петя, пи-пи-пи (пищит мышонок); баба, бык, бублик, Айболит, баю-бай.

Упражнение 3. Произнести одно и то же предложение, не содержащее носовые звуки, например: [у папы пальто; у Оли туфли] — дважды: с открытыми и закрытыми ноздрями. Если гиперназализация имеет место, звучание фразы изменяется. При нормальной функции небно-глоточного затвора предложения звучат одинаково.


Диагностика ринофонииПриемы выявления гиперназализации и носовой эмиссии, характерных для открытой ринофонииГиперназализация может иметь разную степень выраженности:- легкую;- среднюю;- выраженную.Для выявления

Слайд 19Носовая эмиссия выявляется с помощью медицинского стетоскопа. Мембрана подносится к носовым ходам,

и во время произношения хорошо слышно, какие звуки сопровождаются носовой эмиссией, а какие нет. Можно использовать также маленькое стоматологическое зеркальце или медицинский металлический шпатель , который фиксируется под носовыми ходами, и в случае, если носовая эмиссия имеет место, запотевают.










Выявление носовой эмиссии проводится при выполнении следующих упражнений.
Упражнение 1. Произносить слог [ПИ] (как пищит мышонок) 10 раз.

Упражнение 2. Повторить за логопедом 10 двусложных слов, каждое из которых содержит два глухих или два звонких губно-губных звука [П, Б]:
папа, пи-пи, попугай, пупок, пупсик, бабуля, бубен, бублик, би-би (машина), баю-бай (положи лялю спать).

Носовая эмиссия может быть:
— неслышимой, легкой;
— слышимой, умеренной;
— выраженной.


Носовая эмиссия выявляется с помощью медицинского стетоскопа. Мембрана подносится к носовым ходам, и во время произношения хорошо слышно,

Слайд 20Для определения гипоназализации при закрытой ринофонии применяют следующие упражнения:

Упражнение 1. Предложить ребенку спеть, потянуть

звуки [М, Н]. Каждый звук произносился дважды — с открытыми и закрытыми ноздрями. При истинной гипоназальности закрытие ноздрей не влияет на резонанс (Broch, 1979).

Упражнение 2. Произносить отраженно за логопедом, а затем, по возможности, самостоятельно пары слов с чередованием носовых и ротовых звуков: мама — баба, няня — дядя, мак — бак, нет — дед [т], море — Боря, Лина — Лида. При гипоназализации звучание разных слов практически не отличается.

Упражнение 3. Произносить отраженно за логопедом, а затем, по возможности, самостоятельно предложения, состоящие из слов с большим количеством носовых звуков, а для сравнения предложение из слов, без них:

Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила.
Няня утром Нину мыла, Нина мыться не любила.
Жили — были дед да баба, и была у них Курочка — Ряба.

При гипоназальном оттенке голоса предложения со стечением носовых звуков звучат крайне неразборчиво.
В случае, если ребенок затрудняется при выполнении упражнений для определения и гипер-, и гипоназализации, имея при этом сохранное звукопроизношение, скорее всего у него смешанная ринофония.

Для определения гипоназализации при закрытой ринофонии применяют следующие упражнения:Упражнение 1. Предложить ребенку спеть, потянуть звуки [М, Н]. Каждый звук произносился

Слайд 21Этапы коррекции:
Активизация небно-глоточного затвора, коррекция дыхания, выработка направленной воздушной струи
Постановка голоса,

подготовка органов артикуляции к исправлению звукопроизношения
Координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и произношения, постановка согласных звуков.
Этапы коррекции:Активизация небно-глоточного затвора, коррекция дыхания, выработка направленной воздушной струиПостановка голоса, подготовка органов артикуляции к исправлению звукопроизношенияКоординация

Слайд 22Логотерапия при ринофонии
Этап «Коррекция дыхания»
Занятия по восстановлению речи у детей после

пластики неба рекомендуется начинать с формирования навыка нижнереберного дыхания, являющегося наиболее физиологичным, менее утомительным, обеспечивающим полноценную основу речи.
Дыхательные упражнения, стабилизирующие ритм дыхания, удлиняющие фонационный выдох, координирующие дыхание и речь, показаны детям, прооперированным по поводу расщелины неба, на протяжении всего курса логопедического обучения и должны выполняться ежедневно.
Тренировка носового дыхания важна для осознания ребенком разницы ротового и носового выдоха, что в дальнейшем станет основой коррекции баланса резонирования.
Дифференциация ротового и носового дыхания.
Формирование ротового выдоха.
Развитие фонационного дыхания.


Логотерапия при ринофонииЭтап «Коррекция дыхания»Занятия по восстановлению речи у детей после пластики неба рекомендуется начинать с формирования

Слайд 23II этап «Стабилизация работы органов артикуляционного аппарата»
Хирургическое лечение врожденной расщелины верхней

губы и неба обеспечивает анатомическую целостность артикуляционного аппарата ребенка, но не всегда полностью восстанавливает артикуляционную функцию. Поэтому в программу коррекционной работы с ребенком после ранней пластики неба должны входить упражнения для активизации органов артикуляционного аппарата. Эти упражнения можно разделить на активные, которые ребенок выполняет самостоятельно, и пассивные, а именно — массаж, который делает взрослый.
Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.
Артикуляционная гимнастика для губ.
Артикуляционная гимнастика для языка.
Артикуляционная гимнастика для мягкого неба и мышц глотки.
Массаж органов артикуляционного аппарата, предложенный Л.И. Вансовской для детей после операции. Массаж наиболее эффективен в первые полгода после проведения операции, так как для восстановления функции органов артикуляции, помимо артикуляционной гимнастики, требуется дополнительная стимуляция, направленная на их активизацию. Массаж назначается индивидуально, с учетом психологической готовности ребенка к подобному мероприятию. Если ребенок отказывается от массажа, испытывает стресс, то на непродолжительное время можно воздержаться от его проведения, чтобы у малыша не формировалось негативное отношение к логопедическим занятиям. Но спустя некоторое время необходимо повторять попытки, заинтересовывать ребенка и обязательно проводить массаж регулярно, в начале каждого занятия в течение 5-7 минут.
Массаж мягкого неба. Все движения выполняются назад, по линии шва от верхнего зубного ряда до задней стенки глотки. Во время упражнений, как правило, задействован 1 палец ведущей руки, поэтому после обработки рук дезинфицирующим раствором на него можно надеть одноразовый стерильный напальчник.
Массаж верхней губы.


II этап «Стабилизация работы органов артикуляционного аппарата»Хирургическое лечение врожденной расщелины верхней губы и неба обеспечивает анатомическую целостность

Слайд 24Улучшение резонанса базируется на тщательной тренировке слухового восприятия. Поэтому работу по

устранению гиперназального оттенка речи необходимо начинать с объяснения ребенку разницы между назальными звуками [М-М', Н-Н'] и остальными, которые в русском языке являются оральными.


III этап «Нормализация баланса резонирования»

Улучшение резонанса базируется на тщательной тренировке слухового восприятия. Поэтому работу по устранению гиперназального оттенка речи необходимо начинать

Слайд 25IV этап «Развитие фонематической компетенции и коррекция звукопроизношения»
Когда звуки становятся материалом

первых усваиваемых ребенком слов, они приобретают функцию, для которой предназначены в человеческом языке, становятся фонемами. Перед ребенком стоит задача произнести их так, как принято, чтобы быть понятым. Развитая фонематическая компетенция нужна для того, чтобы правильно воспроизводить фонемный состав слова и оценивать соответствие — несоответствие своего произношения установленному образцу.
Поэтому упражнения для развития фонематической компетенции должны быть обязательными в программе коррекционной работы с детьми после пластики неба.
Дети раннего возраста могут выполнять упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха — умения вычленять звуки речи из потока шумов.

Игры для развития слухового внимания.
Развитие фонематического слуха.
Упражнения для развития фонематического восприятия
упражнения для развития фонематического восприятия с артикуляторно сложными звуками — шипящими, свистящими, сонорными, а также для развития фонематического анализа и синтеза.

IV этап «Развитие фонематической компетенции и коррекция звукопроизношения»Когда звуки становятся материалом первых усваиваемых ребенком слов, они приобретают

Слайд 26Коррекцию закрытой ринофонии желательно начинать после устранения ее органической причины (удаления аденоидов, полипов).

Иногда после операции ребенок самостоятельно в течение 7-10 дней самостоятельно овладевает нормальным балансом резонирования.
Коррекцию смешанной ринофонии также необходимо начинать со слухового внимания к собственному голосу. Важно показать ребенку, что носовые и ротовые звуки звучат по-разному, объяснить почему, закрепить полученную информацию тактильным контролем. И после этого можно начинать поочередное устранение гипер- либо гипоназализации, в зависимости от анатомических условий органов артикуляции. По достижении нормального баланса резонирования обязательно провести дифференциацию ротовых и носовых звуков.
Коррекцию закрытой ринофонии желательно начинать после устранения ее органической причины (удаления аденоидов, полипов). Иногда после операции ребенок самостоятельно в

Слайд 27Список литературы:
А.С. Балакирева
Логопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011.
2. Алмазова Е. С.

Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. –– М: Просвещение, 1973
3. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Ор­лова. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. — 125[3] с, — (Библиотека логопеда)
4. Лаврова Е. В. Л136 Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ ведений lE.В.Лаврова, О.Д.Коптева, Д.В.Уклонская. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.



Список литературы:А.С. БалакиреваЛогопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011.2. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть