Слайд 1ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ ТАЛАЛИХИН
(1918-1941)
Классный час 5 В класс
Классный руководитель Маливанова Т.А.
Слайд 2 Будущий герой Виктор Васильевич Талалихин родился в Саратовской области, в селе
Тепловка, 18 сентября 1918 года в обычной семье. Его отец Василий Иванович – участник Первой мировой войны, работал в артели штукатуром. Мать – Вера Ивановна, занималась воспитанием четырех сыновей: Павла, Александра, Николая и младшего, Виктора.
По воспоминаниям, он рос смелым, энергичным и смышленым, рано познал крестьянский труд в деревне. Когда Виктору исполнилось 6 лет, семья переехала в районный центр. Здесь прошли детские годы Виктора Талалихина, здесь он окончил школу-семилетку №1.
Слайд 3 В 1933 году семья Талалихиных переезжает в Москву. Пятнадцатилетний Виктор идёт
учиться в училище при мясном комбинате, по окончании которого устраивается на работу в один из его цехов. Преподаватели школы фабрично-заводского обучения вспоминают: «Учился Виктор Талалихин хорошо. Дисциплинированный, волевой. Жадно тянулся к знаниям… В свободное от занятий время… был неутомимым организатором художественной самодеятельности. Увлекался спортом…Интересный был парень. И, кроме того, очень вежливый. Занимался в драмкружке, участвовал в спектаклях».
Слайд 4 Два его старших брата уже связали свою жизнь с авиацией: Александр
– бортовой механик, Николай — морской пилот. В августе 1933 года Виктор посетил День Красного воздушного флота» – это был первый авиационный праздник в Москве, в Тушине. С тех пор его главным увлечением стало небо.
Всё свободное время Виктор Талалихин посвящает планерному делу. Пройдена первая ступень в авиацию. Следующая – аэроклуб Пролетарского района Москвы, куда были направлены лучшие участники планерного кружка мясокомбината, где работал Виктор. Сорок юношей и девушек, среди которых и 18–летний Талалихин, изучают там самолет У-2.
Слайд 5Боевое крещение
В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и
по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище. Здесь все дышало духом героизма: его выпускниками были легендарные летчики – Валерий Чкалов, Николай Каманин, Владимир Коккинаки, многие другие известные авиаторы. Учился Виктор ответственно, Однако ему пришлось однажды оказаться и на гауптвахте!
Дело было в нарушении техники безопасности полетов: во время тренировки он совершил на несколько фигур пилотажа больше, чем это предписывалось правилами.
Слайд 6 Год подготовки – Талалихин получает звание младшего лейтенанта и отправляется для
прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк. В полку осваивали новые самолеты И-153. Истребитель И-153, прозванный «чайкой», являлся высокоманевренной и скоростной машиной.
В январе 1939 года Виктор Талалихин принял воинскую присягу. И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.
Слайд 7 В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл
более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.
Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939–1940 годов. В январе – феврале 1940 года стояли сорокаградусные морозы, и в один из таких дней молодой лётчик на самолёте И-153 уже в первом воздушном бою уничтожил вражеский самолёт.
Всего за финскую кампанию Талалихин совершил 47 боевых вылетов и сбил 4 самолета противника. Один из них был повержен в тот момент, когда начинающий пилот прикрывал своего командира Михаила Королёва. Первой боевой наградой Виктора стал орден Красной Звезды.
13 марта 1940 года военные действия между СССР и Финляндией закончились, и Виктор Талалихин продолжает совершенствовать свое боевое мастерство.
Слайд 8 Весной 1941 года он с отличием окончил курсы командиров авиазвеньев и
был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв.
Авиационная часть находилась в небольшом подмосковном городке. Как всегда, Виктор был активистом, занимался общественной работой – и помимо служебной, боевой деятельности стал вести занятия в школьном парашютном кружке.
Слайд 9Суровое лето 1941-го
С июня 1941 года 177-му истребительному полку, в котором
служил Виктор Талалихин, была поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении (Подольский район Московской области). Уже через месяц после начала войны, 22 июля, состоялся первый авианалет на Москву.
Слайд 10 Нацистский генерал-фельдмаршал Кессельринг накануне обратился к экипажам Люфтваффе с такой речью:
«Мои
авиаторы! Вам удавалось бомбить Англию, где приходилось преодолевать сильный огонь зениток, ряды аэростатных заграждений, отбивать атаки истребителей. И вы отлично справились с задачей. Теперь ваша цель — Москва. Будет намного легче. Если русские и имеют зенитные орудия, то немногочисленные, которые не доставят вам неприятностей.
Они не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации. Вы должны, как это всегда делали над Англией, подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы. Надеюсь, что прогулка будет для вас приятной. Через четыре недели войска победоносного вермахта будут в Москве, а это означает конец войне...»
Слайд 11177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля. С каждым
днём натиск врага становился сильнее, вылетов было всё больше. Люфтваффе господствовало в воздухе – их самолеты были совершеннее, пилоты – опытнее, однако даже немецкие асы признавали героизм и мужество советских лётчиков.
Слайд 12Ночной бой
Ночь с 6 на 7 августа была тихой, звездной. В
московском небе заработали прожектора, ища неприятельские самолеты. Истребители стояли в укрытии на опушке небольшого леса, ожидая боевого сигнала. И вот получено сообщение: «Самолеты противника появились на высоте 4 тысяч метров». Талалихин поднялся в небо и набрал высоту. Внизу железнодорожные станции Львовская и Столбовая.
Виктор заметил блестящую точку, от которой шли зелено-красные вспышки. Талалихин стремительно вел «ястребок» к цели — бомбардировщику «хейнкель-111».
Слайд 13 Бомбардировщик вооружен семью пулеметами и одной пушкой – это намного больше,
чем у легкого истребителя. Талалихин зашел бомбардировщику в хвост, стал ловить «хейнкеля» в свой прицел, нажал гашетку. Правый мотор фашистского бомбардировщика задымил, «хейнкель-111» вздрогнул. Виктор вновь атаковал, целясь в кабину самолета.
Немецкий самолет изменил курс, повернув на запад. Талалихин снова и снова атакует, выпускает несколько огненных очередей. Увеличив скорость, «хейнкель-111» пошел на снижение, но «ястребок» преследовал его. Подбитый фашистский бомбардировщик продолжал лететь, снова атака — шестая. Талалихин жмет на гашетку, но пулемет молчит.
Слайд 14 «Хейнкель-111» уходит. Талалихин мгновенно принимает решение — идти на таран, информирует
на землю — похоже, кончились боеприпасы. Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!
Талалихин догоняет «хейнкеля-111», приближается к нему, пристраивается к хвосту, но из самолета сверкнула пулеметная очередь, обожгло правую руку Талалихину — рука прострелена.
Слайд 15 Всей своей машиной Талалихин протаранил бомбардировщик, «ястребок» перевернулся в воздухе, наш
летчик покидает самолет и около тысячи метров летит затяжным прыжком, а потом раскрывает парашют. Фашистский «хейнкель -111» падает! Оказывается, молодой летчик таранил бомбардировщик, пилотируемый асом-подполковником, награждённым Железным Крестом за боевые налёты на польские города в 1939 и 1940 годах...
Часы Талалихина остановились в 23 часа 28 минут (именно в этот момент произошел таран). Летчик в полете находился 33 минуты. Обнаружили его на берегу реки Северки местные жители. На следующий день летчик прибыл в полк, и новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась на весь Советский Союз. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из достижений мировой военной авиации.
Слайд 16 8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на
фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был не строгим, а весёлым и добродушным человеком, обладающим хорошими актёрскими способностями.
При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш».
Слайд 17 Герой Советского Союза был ростом всего 155 см, из-за чего он
еле-еле доставал до педалей в самолете. Из-за этого на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, собирались даже признать негодным к летной службе. Были сомнения, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Его тогда взяла на поруки девушка-инструктор Мария Колотилина, которая заметила настойчивость Виктора, его любовь к авиации.
2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией – выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.
Слайд 18Последний бой героя
Спустя две недели, 18 сентября, Виктор отпраздновал очередной день
рождения — ему исполнилось 23 года. Всего 23 года, а сколько уже за плечами! Только-только оправившись от ранения, лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице.
Наступили грозовые октябрьские дни 1941 года. Москва на осадном положении. Фашисты захватили подмосковные города Волоколамск, Малый Ярославец, Клин. Немецкие танковые колонны рвутся к Туле, Кашире, Дмитрову.
Советские армии Белова, Говорова, Рокоссовского ведут оборону Москвы. К концу октября 1941 года Виктор сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы.
Слайд 19 27 октября 1941 года командир эскадрильи Виктор Талалихин во главе шестёрки
истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки Подольского района. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109.
Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в Виктора. Машина потеряла управление и через некоторое время упала. Так погиб легендарный советский летчик Виктор Васильевич Талалихин.
Слайд 20 Останки Героя Советского Союза Виктора Талалихина были преданы земле на Новодевичьем
кладбище столицы.
На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром (микрорайон Кузнечики города Подольска), откуда лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске, Москве, Саратове.
В 1975 году участники поискового отряда школы отправили обломки самолёта, которые нашли на месте падения, на сохранение в музей Вооружённых сил России. Летом 2000 года на этом месте был установлен деревянный крест. А в 2015 году самолет Виктора Талалихина, на котором он совершил таран, был найден московским поисковым отрядом.
Слайд 21
8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте
борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом
отвагу и геройство» ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.
Награды
Слайд 22Память
Увековечение памяти о Герое:
В честь Виктора Талалихина были названы:
Улицы в городах
и поселках:
Аткарске, Батайске. Владивостоке, Владикавказе, Вольске, Гомеле, Домодедово, Днепре, Донецке, Запорожье, Золотоноше, Иркутске, Калининграде, Краснодаре, Москве, Омске, Оренбурге, Подольске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Лодейное поле, Енакиево, Липецке, Тамбове, Подтесове, Ярославле.
Городской парк культуры и отдыха в г. Подольске.
Слайд 23Памятник установлен
на 43 км Варшавского шоссе в 1969 году (мемориал В.Талалихина)
Слайд 24Памятник открыт в Подольске в 1960 году, в центральном парке
Слайд 25Памятник защитникам Москвы в 1941 году - Л. М. Доватору, В.
В. Талалихину, И. В. Панфилову
Слайд 26Используемые источники
http://www.dosaaf.ru/region04/articles/materialy-dlya-podgotovki-k-provedeniyu-uroka-muzhestva/
https://podolskriamo.ru/files/image/01/65/66/gallery!0lq8.JPG
http://i26.fastpic.ru/big/2012/0612/ec/1ac61977b92563eb4ee3ce7f5ae0a0ec.jpg
https://cs8.pikabu.ru/post_img/2017/12/12/8/1513083201112024955.jpg
http://900igr.net/up/datas/147977/001.jpg