Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Базковская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательский проект
на тему: «Школьная среда
как фактор стрессогенности подростков: пути профилактики»
Подготовил::
Учитель
Выпряжкин Дмитрий Сергеевич
Ст. Базковская
2015г.
Слайд 2Актуальность исследования
В последние годы значительно вырос уровень стресса среди подростков. По
мере того, как на их плечи тяжелым грузом ложится ответственность за окружающий их мир, все больше и больше подростков сталкиваются с проблемой здоровья на физическом и эмоциональном уровне.
Для подросткового периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния повзрослевших детей.
Специалисты в области педагогики среды, социальной педагогики, профилактической медицины, возрастной физиологии и психофизиологии, оздоровительной физической культуры к основным школьным факторам риска относят стрессовую тактику педагогических воздействий, чрезмерную интенсификацию учебного процесса, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональную организацию учебного процесса. Комплекс этих школьных стресс-факторов негативно воздействует на эффективность обучения, развитие и здоровье учащихся.
Слайд 3Противоречия:
между наличием большого количества факторов стрессогенности для подростков в условиях школьной
среды и отсутствием реальных программ социально-педагогической помощи подросткам-школьникам, находящимся в состоянии стресса;
между насущной необходимостью профилактики и предупреждения стрессовых состояний у подростков в условиях школы и недостаточной степенью разработанности необходимых методик и технологий.
Слайд 4Проблема настоящего исследования: Каковы возможные пути профилактики стрессовых состояний у подростков
в условиях деятельности образовательного учреждения?
Объект исследования: социально-педагогическая работа с подростками в школьной среде.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность по профилактике стресса у подростков в школьной среде.
Цель исследования: Выявить пути и средства профилактики стрессовых состояний у подростков.
Слайд 5Гипотеза исследования:
Социально-педагогическая деятельность по профилактике стрессов у подростков в школьной
среде будет эффективной при соблюдении следующих условий:
комплексном изучении теоретических основ проявления стрессовых состояний у подростков;
осуществлении систематической диагностики стрессовых состояний у подростков;
оказании своевременной социально-психологической и педагогической помощи подросткам, находящимся в состоянии стресса;
использовании программно-целевого подхода к профилактике стресса у подростков в образовательном учреждении.
Слайд 6Задачи исследования:
Проанализировать научную психологическую, социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Рассмотреть особенности школьной
среды как фактора стресса в жизни современного подростка и выявить возможности профилактики стресса у подростков в рамках деятельности образовательного учреждения.
Провести диагностику стрессоустойчивости современных подростков-школьников.
Апробировать программно-целевой подход к профилактике стресса у подростков в условиях сельской школы
Разработать рекомендации по предупреждению и минимизации стрессогенности подростков-школьников.
Слайд 7Методологическая основа исследования:
системный подход;
антропологический подход;
деятельностный подход;
средовый подход;
аксиологический подход.
Методы исследования:
теоретический анализ научной
литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования;
анкетирование;
тестирование;
беседа;
педагогическое наблюдение.
Слайд 8База исследования
МОУ СОШ «Базковская средняя школа» Шолоховского района Ростовской области
Слайд 9Этапы исследования:
I этап – поисково-теоретический (май-октябрь 2012г.), включающий сбор, анализ и
систематизацию теоретического материала, формулирование основных базовых понятий разработку и написание текста первой главы работы.
II этап – опытно-педагогический (октябрь 2012г. – февраль 2013 г.) был связан с изучением и обобщением опыта работы МБОУ «Базковская средняя школа» по проблеме профилактики стресса у подростков, проведением диагностических процедур, разработкой и апробацией «Программы профилактики и минимизации стрессогенности у подростков-школьников».
III этап – заключительно-обобщающий (март-апрель 2013г.) был посвящён обобщению результатов исследования и оформлению текста дипломной работы.
Слайд 10Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятий «стресс», «факторы стресса», выявлении
и анализе особенностей и факторов стресса в жизни современного подростка-школьника.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке программы социально-педагогической помощи подросткам-школьникам, находящимся в состоянии стресса.
Слайд 11Теоретические основы социально-педагогической работы по профилактике стресса в школьной среде
Под
стрессом понимается естественная приспособительная реакция живого организма на любое событие, происходящее в окружающей среде и организма касающееся. Стрессор – это событие, способное вызвать данную реакцию. Если стрессор действует длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида. Стрессогенность подростков представляет собой комплекс стрессоров, воздействующих на подростков-школьников.
Школьная среда является одним из ведущих социализации личности в современном обществе, особенно сильным её влияние оказывается на индивида, находящегося в подростковом периоде развития. При этом немаловажным фактором является то, что помимо положительной функции института социализации современная школа несёт и негативный потенциал, а именно: является сильнейшим фактором стрессогенности для современного подростка.
Слайд 12Педагогические возможности профилактики стресса у современных подростков
Цели:
1. Провести диагностику стрессоустойчивости
современных подростков.
2. Разработать и апробировать «Программу профилактики и минимизации стрессогенности у подростков-школьников».
3. Разработать рекомендации по предупреждению и минимизации стрессогенности подростков-школьников на основании программно-целевого подхода к профилактике стресса у подростков.
В исследовании принимали участие 2 группы учащихся: экспериментальная и контрольная. Подростки в возрасте 12-13 лет (7-е классы школы). представленных школьным психологом и классными руководителями.
7-А класс – экспериментальная группа – 22 человека, 12 девочек, 10 мальчиков.
7–Б класс – контрольная группа – 24 человека – 14 девочек, 10 мальчиков.
Слайд 13Этапы работы:
Первый этап работы заключался в проведении диагностики в контрольной и
экспериментальной группе.
Второй этап работы включал разработку и апробацию программы по профилактике и минимизации стресса среди подростков. Проводился в экспериментальной группе.
Третий этап работы – повторная диагностика стрессоустойчивости подростков в контрольной и экспериментальной группе. Сравнение результатов, анализ эффективности проведённых мероприятий.
Слайд 147 – А и 7 - Б классы
Базковской средней школы
Слайд 15Соотношение уровня успеваемости
7-А и 7-Б классов
Слайд 16Соотношение уровня поведения учащихся 7-А и 7-Б классов
Слайд 17 Анализ характеристики испытуемых позволяет утверждать, что контрольная и экспериментальная группы находились
в равных социально-педагогических условиях на момент проведения первичной диагностики.
Отношения в семьях испытуемых ровные, морально-психологический климат стабильный. Отношения со сверстниками в основном бесконфликтные.
Слайд 18Методы диагностики стрессоустойчивости:
Тестирование.
Анкетирование.
Самоанализ.
Методики диагностики стрессоустойчивости:
Бостонский тест на стрессоустойчивость;
тест на учебный стресс;
тест
самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона.
Слайд 19Диагностика уровня стрессоустойчивости в контрольной и экспериментальной группах
Слайд 20Стресс-факторы учебного процесса:
строгие преподаватели – 78%;
большая учебная нагрузка - 63%;
непонятные, скучные
учебники - 39,5%;
неумение правильно организовать режим дня - 15,5%;
конфликт в классе - 13%;
стеснительность, застенчивость – 54%;
проблемы в личной жизни - 23,5%.
Слайд 21Проявления стресса, связанного с учёбой:
ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами- 54,5%;
невозможность избавиться от посторонних мыслей – 41,5%;
повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания – 34,5%;
раздражительность, обидчивость- 46%;
плохое настроение, депрессия – 28,5%;
страх, тревога – 30,5%;
потеря уверенности, снижение самооценки – 37%;
спешка, ощущение постоянной нехватки времени – 32,5%;
плохой сон – 19,5%;
нарушение социальных контактов, проблемы в общении – 39%;
учащённое сердцебиение – 15%;
затруднение дыхания – 13,5%;
проблемы с желудочно-кишечным трактом – 6,5%;
напряжение или дрожание мышц – 19,5%;
головные боли – 37%;
низкая работоспособность, повышенная утомляемость – 47,5%.
Слайд 22Способы снятия стресса, связанного с учёбой:
алкоголь – 43,5%;
сигареты – 52%;
телевизор –
63,5%;
компьютер – 47,5%;
вкусная еда – 65%;
сон – 41,5%;
общение с друзьями – 50%.
Слайд 23Программно-целевой подход к профилактике стресса у подростков в условиях школы
Программно-целевой
подход к профилактике стресса был апробирован нами на базе МОУ СОШ «Базковская средняя школа» Шолоховского района Ростовской области.
Программно-целевой подход основан на авторских программах З.Е.Егоровой, Н.Н.Кузнецова, Е.В.Смирновой по профилактике и минимизации стрессогенности подростков в условиях образовательного учреждения, которые были адаптированы с учётом особенностей конкретных школьников и конкретного учебного заведения.
Слайд 24
Цели программы профилактики и минимизации стрессогенности подростков-школьников:
снизить уровень учебного стресса среди
подростков;
повысить уровень стрессоустойчивости у подростков.
В апробации программы принимал участие 7-А класс – экспериментальная группа – 22 человека, 12 девочек, 10 мальчиков.
Программа предполагала разработку следующих направлений:
повышение положительной коммуникации между учениками и учителями.
способы релаксации и борьбы со стрессом.
повышение самооценки.
рациональная организация труда и отдыха.
пропаганда здорового образа жизни.
Слайд 25 В рамках работы по указанным направлениям были использованы следующие методы и
приёмы:
опрос;
рейтинг учителей;
индивидуальные и групповые беседы;
лекция;
дискуссия;
семинарское занятие;
психологический тренинг;
комплекс физических и аэробных нагрузок.
Слайд 26Повторная диагностика уровня стрессоустойчивости учащихся в контрольной и экспериментальной группах
Слайд 27Этапы программно-целевого подхода:
I этап – первичная диагностика с целью выявления проблем
стрессоустойчивости среди подростков в рамках деятельности образовательного учреждения (конец сентября - начало октября).
II этап – постановка целей и задач будущей программы профилактики и минимизации стрессогенности у подростков (октябрь нового учебного года).
III этап – реализация программы (октябрь – март).
IV этап – повторная диагностика с целью выявления эффективности проведённых мероприятий.
Слайд 28Рекомендации по профилактике и минимизации стрессовых состояний у подростков-школьников:
Педагогам следует отказаться
от авторитарного стиля педагогического воздействия, строить партнерские отношения, создавать ситуацию успеха, помогать в преодолении трудностей в обучении, осуществлять индивидуальный подход, оказывать посильную психологическую поддержку. В стрессовых ситуациях зачастую именно от чуткости и проницательности педагога зависит то, насколько успешно ученики будут преодолевать свой негативный опыт и связанные с ним страхи. Особую ценность здесь приобретают взаимопонимание и взаимоуважение подростка и учителя. А среди качеств педагога на первое место выходит способность к сочувствию, или эмпатия.
Администрации школы необходимо учитывать наличие многих стрессогенных факторов, снижение дополнительных нагрузок, более равномерное их распределение в течение учебной недели.
Школьному психологу нужно организовать своевременное проведение мероприятий по профориентации с целью формирования у старшеклассников представлений о будущей профессии, наиболее полно соответствующей их индивидуально-психологическим особенностям, а также осуществлять психологическую поддержку и обучение навыкам саморегуляции в процессе индивидуальных консультаций и групповых занятий (тренингов).
Слайд 29Вывод:
Результаты опытно-экспериментальной части настоящего исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что
социально-педагогическая деятельность по профилактике стрессов у подростков в школьной среде будет эффективной при соблюдении следующих условий:
комплексном изучении теоретических основ особенностей проявления стрессовых состояний у подростков;
осуществлении систематической диагностики стрессовых состояний у подростков;
оказании своевременной социально-психологической и педагогической помощи подросткам, находящимся в состоянии стресса;
разработке программно-целевого подхода к профилактике стресса у подростков в образовательном учреждении.
Целесообразной и эффективной, на наш взгляд, стало апробирование «Программы профилактики и минимизации стрессогенности подростков-школьников» на основании программно-целевого подхода.