Слайд 1Исследование копинг-стратегий кризисных ситуаций в подростковом возрасте.
педагог-психолог КОГОАУ СПО «Вятского
государственного торгово-промышленного техникума» Юрганова М.С.
Слайд 2Копинг – поведение, как способ профилактики отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение - деятельность
человека, система поступков, не соответствующих установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Слайд 3формы девиантного поведения по
А.Е. Кличко и В.Т. Кондравенко:
Делинквентное поведение;
Бродяжничество;
Аддиктивное поведение
Девиации
сексуального поведения;
Суицидальное поведение;
Агрессивное поведение;
Саморазрушающее поведение.
Слайд 4Компетенции – это результат образования, который выражается в овладении подростком определенных
способов деятельности, в данном случае способов преодоления трудных, стрессовых ситуаций, по отношению к предмету воздействия.
Слайд 5основные способы преодоления трудных, стрессовых ситуаций:
механизмы психологической защиты;
механизмы копинг- поведения.
Копинг
(coping от английского cope – преодолевать, совладать) – это поведенческие, психологические, познавательные и эмоциональные методы, приемы, стратегии сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Слайд 6Формы Копинг – поведения:
восстановительное, реактивное совладание или преодоление (reactive coping);
опережающее,
проактивное совладание (proactive coping);
профилактическое, превентивное преодоление (preventive coping);
предвосхищающее, антиципационное совладание (anticipatory coping).
Слайд 7Структура Копинг - поведения
1) накопление ресурсов;
2) понимание, осознание потенциальных стрессов,
кризисной ситуации;
3) оценка потенциальных стрессов, кризисной ситуации на начальном этапе;
4) заблаговременные, подготовительные попытки копинг - стратегий;
5) вывод и осуществление обратной связи об успешности совершенных попыток.
Слайд 8Классификация копинг - стратегий.
Классификация Р. Лазаруса и С. Фолкмана;
Классификация К.
Гарвера ;
Классификация П. Тойса;
Методика Э.Хейма.
Слайд 9Классификация
Р. Лазаруса и С.Фолкмана
проблемно-ориентированный копинг (problem-focused);
эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused).
Копинг -
стратегии по Р. Лазурусу и С. Фолкману:
планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;
конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);
принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);
самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);
положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);
поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).
Слайд 10Классификация К. Гарвера
адаптивные копинг-стратегии:
«активный копинг»;
«планирование»;
«поиск активной общественной поддержки»;
«положительное
истолкование и рост»;
«принятие».
Частично адаптивные копинг-стратегии:
«поиск эмоциональной общественной поддержки»;
«подавление конкурирующей деятельности»;
«сдерживание».
Неадаптивные копинг-стратегии:
«фокус на эмоциях и их выражение»;
«отрицание»;
«ментальное отстранение»;
«поведенческое отстранение».
«обращение к религии»,
«использование алкоголя и наркотиков»,
«юмор».
Слайд 11Классификация П. Тойса
Поведенческие стратегии :
Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение
ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации.
Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон).
Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис: сдерживание и контроль чувств.
Когнитивные стратегии :
Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию: принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации.
Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва.
Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.
Дополнительные стратегии: написание дневников, писем; слушание музыки; стратегия ожидания
Слайд 12Методика Э.Хейма.
Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им.
В. М. Бехтерева, под руководством доктора медицинских наук, профессора Л. И. Вассермана.
А. Когнитивные копинг-стратегии
Игнорирование – «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности»
Смирение – «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться»
Диссимуляция – «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»
Сохранение самообладания – «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния»
Проблемный анализ – «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось»
Относительность – «Я говорю себе: по сравнению с проблемами Других людей мои – это пустяк»
Религиозность – «Если что-то случилось, то так угодно Богу»
Растерянность – «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»
Придача смысла – «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»
Установка собственной ценности – «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными».
Слайд 13Б. Эмоциональные копинг-стратегии
Протест – «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко
мне и протестую»
Эмоциональная разрядка – «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу»
Подавление эмоций – «Я подавляю эмоции в себе»
Оптимизм – «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»
Пассивная кооперация – «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»
Покорность – «Я впадаю в состояние безнадежности»
Самообвинение – «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам»
Агрессивность – «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным»
В. Поведенческие копинг-стратегии
Отвлечение – «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях»
Альтруизм – «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях»
Активное избегание – «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредотачиваться на своих неприятностях»
Компенсация – «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)»
Конструктивная активность – «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.).
Отступление – «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой»
Сотрудничество – «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей»
Обращение – «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом»
Слайд 14Эффективность копинг-стратегий
Личность субъекта;
Особенность ситуации;
Половозрастные критерии;
Социальные факторы;
Культурные аспекты.
Слайд 15Диагностика копинг-стратегий в кризисных ситуациях подростками
(авторская)
Цель диагностирования – выявить психологические особенности
преодолевающего поведения подростков в кризисных ситуациях, наметить траекторию мероприятий для своевременной и эффективной помощи подросткам, разработать рекомендации.
Слайд 16Опросник «Копинг-стратегии в кризисных ситуациях» для подростков.
(на основе классификации Э. Хейма)
Инструкция:
Выделите наиболее часто используемые формы реагирования в связи с возможными неприятными событиями в жизни. На одну кризисную ситуацию выбираем один вариант ответа.
Например: Рассмотрим КС возникающие при несформированности компетенций социального взаимодействия и коммуникаций. Как вы поступите при конфликте с преподавателем, тренером? Предположим, что выбрали вариант А 5 - «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось». Заносим его в столбик «ответ испытуемого».
Слайд 18Обработка результатов:
Активное преодоление, поиск решения (адаптивные)- 3 балла;
Поиск поддержки, ориентация
на мнение значимых людей (частично адаптивные) -2 балла;
Избегание, изоляция, отрицание, покорность (неадаптивные) -1 балл.
Слайд 19Идивидуальное диагностирование:
Лист индивидуального диагностирования:
Ф.И.О. испытуемого____________________________________________________
Дата первичного обследования:_______________________
Таблица «Мероприятия по формированию ключевых
компетенций позволяющих быть адаптированным в условиях окружающего мира и социально значимым для сверстников и взрослых»
Дата вторичного обследования_______________________________________
Рекомендации:
Слайд 21Интерпретация результатов:
От 5 до 7 баллов – низкий уровень
От 8 до
11 баллов - средний уровень
От 12 до 15 баллов – высокий уровень
Слайд 23Группового диагностирования:
Лист-карта группового диагностирования.
Слайд 24Формирование ключевых компетенций:
Формирование компетенций – это системный процесс, который не может
быть обеспечен отдельным мероприятием.
Инновационные оценочные средства:
Модульно-рейтинговая система;
Кейс-метод (ситуационные задачи);
Портфолио (оценка собственных достижений);
Метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей);
Проектный метод (научные, учебные, производственные и рекламные проекты);
Деловая игра (приближение к реальной производственной ситуации);
«Метод Дельфи» («мозговая атака»).
Слайд 25Список источников:
Кудинова С.В. Профилактика суицидального поведения школьников в образовательной организации /
Кудинова С.В. // Материалы семинара «Новые технологии в работе психолога в условиях ФГОС профессионального образования»
Нибиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом /Учебно методическое пособие – Казань. 2003 -98 с.
Одинцова М.А. Психологические особенности преодолевающего поведения современных подростков 40-46 с.//Теоретический и научно – методический журнал Воспитание школьников №10 2011г. - 80 с.
Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги /авт. –сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009. -207с.
www||psy-diagnoz.com
Спасибо за внимание!