Слайд 1Использование ИКТ как средства повышения эффективности логопедической работы
в школе
Учитель –
логопед: Хулхачиева Н.Б. МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия»
Слайд 2Основная цель логопедической службы образовательного учреждения – коррекция дефектов устной и
письменной речи.
В последние годы увеличивается число учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.
Слайд 3Трудности речевого развития
неуспеваемость по школьной программе
снижение самооценки
потеря уверенности в своих силах
снижение
интереса к учёбе
нарастание психического и физического напряжения
? Наиболее эффективные пути обучения ?
Слайд 4Условия для сбережения здоровья ребенка, соблюдение СанПиНов:
Использование новых моделей компьютера.
Работа с компьютером на
одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его нервной системы).
Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребёнка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд. 4.
Включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Слайд 5Направления коррекционной работы
с использованием ИКТ:
1. Развитие связной речи – пересказ
(составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
2. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
3. Формирование зрительно-пространственных отношений.
4. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
5. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
6. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
Слайд 6Преимущества использования информационных компьютерных технологий в работе логопеда
Усиление мотивации у учащихся
Широкие
мультимедийные возможности
Возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка
Интерактивность компьютерных программ
Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Internet
Высокое качество и наглядность стимулирующего материала
Систематизация работы учителя-логопеда
Слайд 7Развивающие и обучающие компьютерные программы
«Баба-Яга учится читать».
«Развитие речи».
«Трудные звуки».
Интерактивный тренажер для
учащихся 1-4 классов «Я пишу грамотно».
Поиграем, почитаем.
Электронное лото.
Слайд 8«Доктор Айболит»
(Игры со звуками)
Слайд 9Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и
волчица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Слайд 10Угадай, кто пришёл к доктору на приём?
Ш-ш-ш
Слайд 14Задания на дифференциацию звуков. На экране изображён ряд предметов, в названии
которых есть дифференцируемые звуки. Ученику необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.
Слайд 15Помогите Айболиту собрать вещи. В чемодан надо положить
предметы, в названии которых
есть звук «ш».
Слайд 16Доктор и его друзья отправились в Африку на корабле.
Догадайтесь, как он
называется. Составьте слово из первых звуков изображённых предметов.
П
А
Р
У
С
ПАРУС
Слайд 17Но впереди река. Помогите построить мост. Берите дощечки, на которых
предметы начинаются
с гласного звука.
Слайд 18Угадайте, чем лечил Айболит животных? Слова должны начинаться с одинаковых звуков.
Слайд 19Угадайте, чем лечил Айболит животных? Слова должны начинаться с одинаковых звуков.
Слайд 20Угадайте, чем лечил Айболит животных? Слова должны начинаться с одинаковых звуков.
Слайд 21Угадайте, чем лечил Айболит животных? Слова должны начинаться с одинаковых звуков.
Слайд 22Угадайте, чем лечил Айболит животных? Слова должны начинаться с одинаковых звуков.
Слайд 23Баба Яга
учит буквы
Презентация сделана по компьютерной игре «Баба Яга учится читать»
Слайд 24Цель:
Развитие слухового восприятия.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Знакомство с алфавитом.
Профилактика оптической дисграфии.
Формирование образа буквы.
Слайд 29Выбери правильный ответ – кликни кнопкой мыши по выбранному ответу
1
2
3
4
Слайд 31Выбери картинку, в названии которой 5 звуков. Кликни кнопкой мыши по
выбранной картинке.
Слайд 32Найди картинку, в названии которой на один звук больше, чем в
названии картинки, изображённой на карточке. Кликни кнопкой мыши по выбранной картинке.
Слайд 33Найди картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии
картинки, изображённой на карточке. Кликни кнопкой мыши по нужной картинке.
Слайд 34Определи количество звуков в названии каждой картинки и кликни кнопкой мыши
по выбранной цифре.
3
5
6
4
8
5
4
6
7
Слайд 35Впиши в кружки третью букву в названии каждой картинки. Кликни кнопкой
мыши по выбранным буквам. Прочитай получившее слово.
р
а
к
с
н
и
у
л
т
г
ш
о
а
к
и
а
к
л
я
у
а
к
с
а
Слайд 41Развивающая игра
«Кто где находится?»
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости
Слайд 42Кто расположен в правом верхнем углу?
Слайд 43Кто расположен в верхнем левом углу?
Слайд 44Слева, справа…
Цель: закрепление пространственных представлений (слева, справа)
Слайд 46Что расположено слева
от яблока?
Слайд 47Что расположено справа
от капусты?
Слайд 48ЗРИТЕЛЬНЫЙ
ТРЕНАЖЁР
(зарядка для глаз)
Слайд 54О
У
Э
Е
Ё
Я
И
Ы
Ъ
Ю
Б
В
Г
Д
Ж
З
Й
Л
М
Н
Р
П
Ф
К
Т
Ш
С
Х
Ц
Ч
Щ
Ь
д
А
о
м
Слайд 55О
У
Э
Е
Ё
Я
И
Ы
Ъ
Ю
Б
В
Г
Д
Ж
З
Й
Л
М
Н
Р
П
Ф
К
Т
Ш
С
Х
Ц
Ч
Щ
Ь
г
А
н
о
м
Слайд 56О
У
Э
Е
Ё
Я
И
Ы
Ъ
Ю
Б
В
Г
Д
Ж
З
Й
Л
М
Н
Р
П
Ф
К
Т
Ш
С
Х
Ц
Ч
Щ
Ь
р
А
о
б
о
т
Слайд 57О
У
Э
Е
Ё
Я
И
Ы
Ъ
Ю
Б
В
Г
Д
Ж
З
Й
Л
М
Н
Р
П
Ф
К
Т
Ш
С
Х
Ц
Ч
Щ
Ь
м
А
а
л
и
н
а
Слайд 58«Чудо – поезд»
Наглядно-игровое средство коррекции речевых нарушений
Данное наглядно-игровое
средство применяется на логопедических занятиях по разным направлениям работы (Формирование фонематического восприятия, слоговой структуры слова, обучение грамоте)
Целями данного пособия является:
- Формирование навыка определения места согласного в слове;
Формирование навыка определения первого звука в слове;
- Развитие фонематического восприятия – дифференциация звуков по твердости мягкости.
Слайд 60Работа над слоговой структурой слова
Цель : формировать навыки работы со словами
разной слоговой структуры
Слайд 62Буквенный бой
Задачи игры:
Повышение грамотности путём совершенствования языкового анализа и
синтеза;
Формирование зрительного образа слова;
Развитие фонематического слуха;
Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений;
Развитие слухового и зрительного внимания;
Развитие слухоречевой и зрительной памяти.
Материал: Игровое буквенное поле № 1 на каждого ребёнка, цветные карандаши. У ведущего буквенное поле № 1 и № 2 (готовый вариант), таблица со словами.
Слайд 63д
е
л
ь
ф
и
н
п
а
в
л
и
н
м
е
д
в
е
д
ь
ч
а
й
н
и
к
п
о
д
н
о
с
и
н
д
ю
к
а
л
ь
б
о
м
т
ю
л
ь
п
а
н
Слайд 64«Дидактическая игра с использованием ИКТ для индивидуального логопедического занятия»
Игра «Расшифруй !»
Игра
учит детей соединять буквы в существующие слова.
Слайд-меню состоит из 13 активных жёлтых кнопок-квадратов и схем слов с чёрными и красными кружочками. Чёрные кружочки означают согласные (твёрдые или мягкие), красные – гласные.
В игре использованы слова различной слоговой структуры. По сложности все слова разделены на 13 классов (систематизированы А.К. Марковой). Усложнение заключается в наращивании количества букв и использовании различных типов слогов.
Слайд 69а к е р т а
е д р е в о
а
р е т а к
Слайд 71Стихи: Олеси Емельяновой
Загадки- звучалки.
Фонематические загадки
для детей.
Слайд 72Собираем мы давно
Куриц-бисер-кимоно.
Нарядили мы Ванюшку
В руки-башмаки-кукушку.
кубики
в рубашку
Слайд 73Бьет на башне в три часа
Кофе-лошадь-колбаса.
Пудрит бабочками нос
Мальчик-викинги-насос!
колокол
Мальвина
Слайд 74Укатился за забор
Козы-лошади-боксёр!
Зеленеет у овражка
Берег-рёва-замарашка.
колобок
берёза
Слайд 75Использование компьютера в логопедической работе способствует:
активизации непроизвольного внимания, памяти, мышления;
повышению мотивации
к учению;
расширению возможностей работы с наглядным материалом;
в целом оптимизации работы учителя-логопеда.
Слайд 76Преимущества информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики:
использование игровой формы обучения;
полисенсорное
воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
дифференцированный подхода к обучению;
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
процесс автоматизации звуков, уточнение и обогащение словарного запаса детей проходит быстрей и интересней;
повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты), положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха;
формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
экономия временных ресурсов.
Слайд 77Microsoft Office PowerPoint
необходимый картинный материал;
цифровые фотографии;
тексты;
схемы;
таблицы;
анимация;
музыкальное и голосовое сопровождение.
Слайд 78Применение интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий в коррекционной работе
повышает эффективность
и качество логопедических занятий,
улучшает учебную мотивацию учащихся,
позволяет делать занятия более интересными, современными и эмоционально заряженными
является перспективным направлением развития коррекционной педагогики