Слайд 1ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ
Учитель – логопед
I квалификационной категории
Кузьменко Наталья Николаевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Ивушка»
г. Бахчисарай Республики Крым
2018 год
Слайд 2Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их
чёткой, точной передаче речь может быть понятна правильно, а значит – служить средством общения.
Т.А. Ткаченко
Слайд 3Многократное повторение речевого материала в период работы по автоматизации звуков вызывает
не интерес и утомление ребёнка.
Причины:
- отсутствие мотивации;
- однообразие средств, предъявляемых ребёнку.
Слайд 4ИГРА – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста и является естественной средой
его развития.
Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты.
В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.
Слайд 5Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную
речь.
Слайд 6Цель работы – повысить интерес ребёнка в процессе
работы по автоматизации звуков через игровые упражнения.
Задачи:
- подобрать наиболее эффективные игровые упражне-
ния для осуществления коррекционной работы;
- разработать систему игровых упражнений, используемых в работе с детьми (через планирование, картотеки);
- ввести в работу специализированных групп дошкольного учреждения обучающие игровые упражнения;
- разработать для родителей игровые логопедические тетради, для закрепления материала с детьми в домашних условиях;
- спланировать индивидуальную коррекционную работу с детьми, а с педагогами – через журнал взаимодействия.
Слайд 7Условия для автоматизации звуков:
- предметно-развивающая среда;
- многообразное предъявление одного и того
же материала в вариациях;
- произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений;
- параллельная работа над развитием психических процессов и лексико-грамматической стороны речи;
- постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений;
- игровая ситуация в течении всего занятия;
- соревновательный момент.
Слайд 8Система игровых упражнений.
Этап закрепления звука в изолированном звучании:
Игровые задания в виде
звукоподражаний (подборка «Шумелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);
«Звуковые дорожки»;
«Волшебные ниточки».
Слайд 9Этап автоматизации звука в слогах:
Произнесение слогов с каким-либо движением:
«Слоговые дорожки»;
с движением
пальцев рук («Замок», Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак-ладонь-ребро»);
с рисованием ломаных линий и спиралей;
с раскладыванием палочек;
с рисованием пальцем узоров в крупе;
с движением рук, ног («Повтори, как я», «Ладошки», «Зеркало», «Музыканты», «Боксёры», «Жонглёры», «Строим дом», «Летим на самолёте», «Катимся с горки», «Управляем автомобилем, мотоциклом», «Раз – шажок, два другой»).
Слайд 10
Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета.
Произнесение слогов с разной
интонацией и мимикой («Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц»)
Слайд 11Произнесение слогов с отстукиванием ритма «Молоточки», «Радисты», «Телеграфисты», «Забиваем гвоздики молоточком»,
со сменой ритмического рисунка, «Осенний букет», «Сбор фруктов».
Слайд 12Этап автоматизации звука в словах:
«Кнопочки»
«Лабиринт»
Слайд 18
«Домик звука»
«Что здесь спрятано?»
Слайд 19
«Звуковая дорожка»
«Подбери одежду»
Слайд 20
«Закрой картинку»
«Вспомни и
подари слово»
Слайд 21
«Пирамидка»
«Счёты»
«Колокольчик»
«Стекляшки»
«Песочные часы»
«Передай мячик»
«Волшебный клубочек»
«Дорожка»
«Узоры»
«Кубик»
Слайд 23Этап автоматизации звука в предложениях:
«Подружи слова»
«Путаница»
«Исправь взрослого»
«Смешинки», «Найди ошибку», «Так бывает
или нет?»
«Добавляй очки»
«Спроси-ответь»
«Волшебный клубок»
«Дополни предложение»
«Четвёртый лишний»
«Верю, не верю»
«Подарки»
«Звуковая дорожка»
Слайд 24Этап автоматизации звука в связной речи:
Заучивание стихотворений с использованием мнемодорожек;
Заучивание стихотворений
с помощью движений;
Пересказ с помощью мнемодорожек;
Пересказ от лица героя рассказа;
«Сочини сказку».
Слайд 25Сотрудничество логопеда с родителями в коррекции звукопроизношения:
Слайд 26
Информационные стенды:
«Советы логопеда для родителей»;
«Когда пора обращаться к логопеду»;
«Ребёнок и речь».
Папки-передвижки:
«Учимся
слышать звуки»;
«Игры с буквами»;
«Помоги своему ребёнку правильно говорить!» (этап автоматизации);
«Развиваем речь детей»;
«Шпаргалка для родителей» (звуковой анализ слов);
«Правильно дышим – красиво говорим!»;
«Ребёнок плохо говорит? Что делать?».
Родительские собрания:
«Речевое развитие детей. Профилактика речевых нарушений»;
«Развиваем речь детей. Рекомендации по формированию правильной речи».
Слайд 27
Консультации:
«Основные виды речевых нарушений»;
«Формирование фонетического восприятия»;
«Подготовка к обучению грамоте»;
«Что делать, если
Ваш ребёнок не говорит?»;
«Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи».
Семинар – практикум:
«Научись слышать звуки»;
«Поиграем с язычком»;
«Игровые приёмы и занимательные упражнения по автоматизации звуков».
Круглый стол(клуб родителей будущих первоклассников):
- «Речевые игры, упражнения на развитие зрительно-моторной координации».
Слайд 28Логопедические игровые тетради – позволяют ребёнку закрепить полученные на занятиях навыки
в интересной игровой форме в домашних условиях.
Родителям предлагается готовый комплекс логопедических игровых упражнений с речевым материалом, звуковыми и слоговыми дорожками.
Для повышения мотивации и эмоционального поощрения после выполнения упражнений дети получают наклейки, ставятся штампики (похваляшки).
Слайд 29Формы работы с педагогами:
Выставка игр и пособий;
Консультации:
«Артикуляционная гимнастика», «Почему у
ребёнка возникло нарушение речи»;
Мастер – класс:
«Игровые приёмы и занимательные упражнения по автоматизации звуков»;
Мини - консилиумы: «Взаимодействие участников коррекционно-речевого процесса»;
Семинар - практикум: «Развиваем фонематическое восприятие», «Поиграем с язычком»;
Планирование индивидуальной работы по ЗКР ежемесячно.
Слайд 30
Результаты обследования ПМПк по выпуску детей из дошкольного образовательного
учреждения позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:
ускорились сроки автоматизации звуков;
снизилась утомляемость;
повысилась эмоциональная заинтересованность ребёнка;
улучшились распределение и устойчивость внима-ния;
активизировалась мыслительная деятельность.
Слайд 32Используемая литература:
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. Пособие. М.,
2005.
Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочие тетради для исправления недостатков звукопроизношения. М., 2007.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашние тетради для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей. М., 2005.
Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. М., 2000.
Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы дошкольника. М., 2009.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 2007.
Логопедия. Учебник/Под ред. Л.С. Волковой. М., 1995.
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков(С), (Ш), (Р), (Л): Пособие для логопедов. СПб., 2006.
Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: Практическая логопедия. М., 2005.
Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. М., 2008.
Школьник Ю.К. Логопедия. М., 2006.