Слайд 1
Михалицына Татьяна Викторовна
Учитель : биологии
е-mail: tatavicta@mail.ru
профессиональное кредо:
«Любите
то, что преподаете, и тех, кому преподаете»
«
Чудеса творят не компьютеры, а учителя!
Крейг Барретт
Министерство образования Нижегородской области
Краснобаковский филиал
ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум»
Слайд 2здравствуйте!
Я вам предлагаю улыбнуться!
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На
уроке не зевать,
А работать и искать.
Слайд 4осень
Группа 17 и 18
А определить тему нашего урока вам помогут
стихотворные строки…
Слайд 7
Министерство образования Нижегородской области
Краснобаковский филиал
ГБПОУ «Варнавинский технолого-экономический техникум»
Предмет: Биология и литература
Тема:
Преподаватели : Михалицына Татьяна Викторовна
Кияница Галина Витальевна
«Здравствуй, осень золотая!»
Интегрированный урок
Слайд 8Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня
на уроке?
Слайд 9Цель урока:
познакомить учащихся с изображением осенней природы (в русской поэзии XIX века, расширение
и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений, с многообразием растительного мира родного края; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.
Слайд 10Приветствие команд
Наш урок мы
посвящаем
Прекрасному
времени года –
осени
и
все
конкурсы
будут
связаны
с этой
чудесной порой
Слайд 111 конкурс чтецов
Тема осени часто звучит в песнях, стихах и прозе.
Слайд 12Почему А.С. Пушкину так нравилось это время года?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна
мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Слайд 13 Давайте вспомним, как выглядит природа в период
,многими любимый .Такими
словами поэты воспевают осень:
рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума – начало осени переходит в золотую осень.
Слайд 14Проблема
Что за волшебство происходит с листьями осенью?
Слайд 15наличие хлоропластов, крупной вакуоли и клеточной стенки
Отличительные особенности строения клеток растений
Слайд 17Зеленые пластиды разной формы (овальная, спиралевидная и т.д); содержат хлорофилл.
Желтые, оранжевые
и красные пластиды трубчатой, сферической формы. Привлечение опылителей и распространителей семян и плодов.
Белые или бесцветные пластиды в основном круглой или овальной формы; содержат в основном крахмал. Запасающая функция.
Слайд 18
Конкурс -2«Работа с текстом»
Прочитайте текст и найдите ответ на
вопросы: Почему листья падают? Почему листья меняют цвет?
При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается
Слайд 19Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев:
– клены, грабы и
березы;
– дубы;
– вишня, рябина, барбарис;
– черемуха;
– бирючина, бересклет;
– осина;
– ольха.
Какой цвет имеют хромопласты?
Слайд 20Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев:
светло-желтую – клены, грабы
и березы;
буровато-желтую – дубы;
пунцово-красную – вишня, рябина, барбарис;
пурпуровую – черемуха;
фиолетовую – бирючина, бересклет;
оранжевую – осина;
мутно-буро-зеленую – ольха.
Слайд 22Как вы думаете :о каком явлении мы сейчас говорим?
К 30 сентября
отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины.
Спустя 5–10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый.
Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели – лиственницы европейской.
Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки – всюду виден яркий прощальный наряд.
вишня, рябина
(5-10 октября)
Слайд 25Как вы думаете :о каком явлении мы сейчас говорим?
В октябре проходит
листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3–7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.
Слайд 26
Работа с текстом
Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы:
Почему листья падают? Почему листья меняют цвет?
При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов. Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается
Слайд 28Почему листья падают?
Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый).
Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается…
Назовите те процессы, которые сопровождают листопад.
Слайд 29Процессы листопада
Лист накапливает
ненужные вещества.
Лист меняет цвет.
Между листом и
стеблем образуется
пробковый слой.
Лист отрывается.
В листьях разрушается
хлорофилл
-Лист становится
бурым.
Слайд 30Конкурс – 3
Разместите в данном перечне элементы в порядке протекания
процессов
Слайд 32Какое значение имеет листопад в жизни растений?
Слайд 33Листопад позволяет :
-экономить воду
-удаляет ненужные вещества
-предотвращает обламывание ветвей в зимний период
Слайд 34Процессы листопада
1В листьях разрушается хлорофилл.
2 Лист меняет цвет.
3 Лист накапливает ненужные вещества.
4 Между листом
и стеблем образуется пробковый слой.
5 Лист становится бурым.
6 Лист отрывается.
7 Лист падает.
Слайд 35Конкурс- 4
Осень в работах художников
Уж небо осенью дышало…
Слайд 37Синквейн
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна -
листопад.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Слайд 38Народные
приметы
-Листья осины лежат на земле
кверху лицом -зима будет холодная.
-Прежде
времени лист
опадает –к долгой зиме.
-Если листья березы
осенью начнут
желтеть с верхушки,
то следующая
весна будет ранняя,
а если снизу – то поздняя.
Пока лист с вишневых деревьев
не опал, сколько бы снегу
не выпало,
оттепель его сгонит.
Слайд 40Синквейн
1-листопад
2 Прекрасный, оберегающий.
3 Отрывается, кружится, падает,
4 Растение готовится
к зиме.
5
Лист
Слайд 41Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы – листопад. Рассмотрели
его физиологические основы и определили биологическое значение. Познакомились с изображением природы в русской поэзии
.
Слайд 42Стадия «Рефлексия»
Ребята, заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. У меня освободился
микрофон, и поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что…
- Для меня стало новым…
- Меня удивило…
- Я научился…
- Я понял, что могу…
- Мне понравилось
Слайд 43Для меня стало новым…
- Меня удивило…
- Я научился…
- Я понял, что
могу…
- Мне понравилось
-Мне пригодится в жизни …
Слайд 44Задание на дом
Эссе «осень золотая!»
кластер-листопад
Биология
Слайд 45«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью
неразрывных нитей, он сын её»
И.С. Тургенев
Слайд 47
Работа с текстом
Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы:
Почему листья меняют цвет? Почему листья падают?
При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.
Слайд 48Цель занятия :
Обобщение и закрепление знаний об осени в литературе
расширение и
углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
систематизирование творческой
активности, создание условий для ее
проявления
развитие коммуникативных умений
формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
формирование навыков работы в группе.
Слайд 49Цель занятия :
Обобщение и закрепление знаний об осени в литературе
расширение и
углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
систематизирование творческой
активности, создание условий для ее
проявления
развитие коммуникативных умений
формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
формирование навыков работы в группе.