Слайд 1
Инновационные подходы
по активизации
лексического строя речи
у дошкольников с ОНР
Слайд 2Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный
процесс освящается в различных аспектах психофизиологическом, психологическом, лингвистическом.
В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, Н. С. Жуковой, В. Н.Ереминой, В. А. Ковшикова, И.Ю.Кондратенко, Е. М. Мастюковой, Н.В.Серебряковой, Т. Б. Филичевой, С.Н.Шаховской и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас.
Слайд 3 Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей
совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы
смежных наук, помогающие оптимизировать,
работу учителя логопеда.
Слайд 4 Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они
становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Слайд 5Прищепкотерапия
С помощью бельевых пластиковых разноцветных прищепок и картонных силуэтов-заготовок цветов, насекомых,
птиц, животных можно проводить работу с детьми по активизации лексического строя речи, одновременно развивая память, внимание, воображение, мелкую моторику рук и автоматизируя поставленные звуки.
Игра «Солнышко»
Оборудование: желтый круг — солнышко; желтые прищепки — лучики.
Инструкция: «Назови одним словом, что делал лучик, и прикрепи прищепку к кругу».
Игра «Тучка»
Оборудование: заготовка тучки, синие прищепки — капельки дождя.
Инструкция: «Тучка плывет по небу, а что делаешь ты? Отвечай на вопрос со словом ты: ты идешь, ты поешь и прикрепляй прищепки к тучке».
Игра «Деревья»
Оборудование: заготовка дерева, прищепки цвета листьев деревьев: зеленые, красные, коричневые, желтые.
Инструкция: «Закончи предложение одним словом и прикрепи прищепки к дереву — получатся листочки».
У березы ствол светлый, а у клена ...
Сосна высокая, а рябина ...
У дуба ствол толстый, а у осины ...
У сосны иглы длинные, а у ели ...
У клена листья большие, а у липы ...
Зимой тополь голый, а ель ...
Игра «Человечек»
Оборудование: заготовки картонных лиц, желтые или белые прищепки — волосы.
Инструкция: «Закончи предложение, скажи: какой человечек? Отвечай одним словом и прикрепляй прищепку вместо волос».
Если человек голоден, он какой? (Голодный.)
А наоборот? (Сытый.) Если человек устал, он какой? (Уставший.)
А наоборот? (Отдохнувший.)
Слайд 10 Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета
без его называния
Оранжевая, треугольная, сладкая, хрустящая, в земле растет. Что это? (Морковь)
Моделирование
при составлении загадок
Слайд 11 Составление загадок по моделям
(А.А.Нестеренко)
Модель № 1: «Какой? - Что
бывает таким же?»
Дети называют признаки объекта, затем объекты, обладающие этим признаком. Две части соединяются между собой при помощи связок: как; будто; но не; но без; словно.
Желтая, как лимон,
Круглая, как мяч,
Сладкая, но не мед.
Что это? (Репа)
Слайд 12Модель № 2:
«Что делает? – Что(кто) делает так же?»
Высоко прыгает,
как заяц,
Стрекочет, как стрекоза.
Кто это такой? (Кузнечик)
Слайд 13 Благодаря комплексному воздействию на восприятие ребенка идет эффективное
обогащение лексического словаря. Использование элементов аромотерапии,
(ароматизация помещение логопедического кабинета) позволяет воссоздать обонятельный фон для определенной лексической темы. Применение элементов аромотерапии рекомендовано под наблюдением физиотерапевта.
Обоняние называют источником наслаждения, с его помощью мы воспринимаем окружающую действительность ярче, многообразнее.
Эфирные масла способствуют вдохновению (шалфей, роза, сандал, лимон, апельсин, бергамот). Повышают работоспособность, концентрацию внимания (апельсин, лимон). Усиливают процессы запоминания.
Аромотерапия
Синквейн
Параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания.
И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
Правила:
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Слайд 17 Для составления сиквейна необходимо:
• иметь достаточный
словарный запас в рамках темы,
• владеть обобщением,
• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.