Слайд 1Индивидуализация образования: управленческий аспект.
Доклад к педагогическому совету.
Слайд 2ОБРАЗОВАНИЕ
Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и
осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Закон об образовании в РФ
Слайд 4В современных условиях происходит смена концепций школьного образования, которая заключается в
переходе от идеологии долга к идеологии права, от унитарной государственной системы образовательных учреждений к вариативной образовательной системе, от гарантии положительного результата учебной деятельности к гарантиям шанса на успех (О.Е. Лебедев)
Слайд 5Современный тренд в образовании:
Процессы индивидуализации пробрели всеобъемлющий характер и реализуются
в системе общего, профессионального и дополнительного образования.
Слайд 6Актуальность
Индивидуализация – один из трендов современной политики в области образования
Компонент государственного
заказа (норма закона)
3. Социальный заказ.
4. Стремление раскрыть скрытые резервы образования и повысить его качество – это профессиональный запрос руководителей образовательных организаций.
Слайд 7Проблема
При высокой актуальности данного вопроса отсутствуют заметные изменения в его реализации.
Индивидуализация ограничивается рамками индивидуального подхода – это элементарный уровень индивидуализации, декларированный ещё в прошлом столетии и не предполагающий активности руководства школы в его реализации.
Слайд 8Категориальный аппарат
Достижение индивидуальных образовательных перспектив
Слайд 9Новый тренд
Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ.
Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.
Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования.
Слайд 10Федеральный государственный
образовательный стандарт:
Развитие личности обучающегося -
цель и
основной результат образования
Слайд 11Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради
чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий
Слайд 12Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?
Слайд 13Что мешает всей школе работать на новый результат?
ИСТОРИК
ФИЛОЛОГ
БИОЛОГ
МАТЕМАТИК
ГЕОГРАФ
ХИМИК
Слайд 14ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
Деятельностное пространство задаётся
смыслами – целями. Каково оно?
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогресс в личностном развитии
Слайд 15Пространство целеполагания.
Матрица целей современного образования (А.А. Остапенко), как предполагаемых результатов образовательного
процесса.
Слайд 16
«Норма – это не то среднее, что есть, а лучшее, что
возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях»[1]. И пусть на верхние этажи человеческого достоинства доходят немногие, но нельзя же даже не пытаться туда ходить.
[1] Слободчиков В.И. Понятие нормы // Школьный психолог. – 2010. – № 2. – С. 7.
Слайд 17Факторы индивидуализации их организационно-управленческое обеспечение
Первый фактор - педагогическая поддержка или сопровождение
А)введение
должности тьютора в перечень должностей работников образования
Б)в ФГОС нормативно закреплено условие «психолого-педагогическое сопровождение» реализации ООП
В) запрос руководства школы, адресованный педколлективу, на освоение технологии тьюторского сопровождения (как перспективное направление профессионального развития)
Слайд 18Факторы индивидуализации их организационно-управленческое обеспечение
Второй фактор – пространство самоопределения ученика на
основе выбора …
А) ФГОС включает личностно-ориентированный компонент
Б) ФГОС содержит установку на формирование индивидуальных учебных планов для одарённых учащихся.
В) ООП школы – механизм реализации обучения на основе ИУП
Слайд 19Факторы индивидуализации их организационно-управленческое обеспечение
Третий фактор - мониторинг образовательных потребностей.
Слайд 20Факторы индивидуализации их организационно-управленческое обеспечение
Четвёртый фактор – ресурсы
А) Создание сетевых образовательных
программ для совместного использования качественных образовательных ресурсов
(Спектр потребностей всегда будет больше, чем возможности их удовлетворения усилиями отдельно взятой образовательной организации)
Б) Наличие правовых возможностей создания сетевых образовательных программ
Слайд 21Факторы индивидуализации их организационно-управленческое обеспечение
Пятый фактор – признание учащегося равноправным субъектом
образовательных отношений.
А) Наличие в школе нормативно-правовых условий и механизмов формирования и реализации ИУП
Слайд 22Факторы индивидуализации их организационно-управленческое обеспечение
Шестой фактор – управление образовательной организацией
Слайд 23Проблемы управления
Новое определение объекта управления (чем управляем?).
(при внешней его схожести с
традиционным пониманием объекта управления, его внутренние характеристики претерпевают кардинальные трансформации)
Требуется формирование инновационного управленческого опыты, его изучение и описание.
Формирование набора компетенций - задач (внешне заданного образа деятельности руководителя по управлению образовательной системой базирующейся на принципах индивидуализации) и компетентности (профессионально-личностных характеристик, которые позволяют успешно справляться с поставленными задачами)!
Слайд 24
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ в ВОСХОЖДЕНИИ к ВЕРШИНАМ КОМПЕТЕНТНОСТИ !!!
Спасибо за внимание.