Слайд 1Игры для развития фонематического слуха на логопедических занятиях
Учитель-логопед МБОУСОШ № 28
«Адаптивная школа»
Тупикина надежда Александровна
Слайд 2Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых
звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка.
Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.
Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации звуков речи и установлению звуковой структуры слова.
Слайд 3Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от
рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи.
При несформированности звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет.
Слайд 4Причины возникновения
Наследственная предрасположенность
Длительные соматические заболевания
Неправильная речь окружающих
Дефицит речевых контактов
Двуязычие в семье
Недостатков
внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых
Патология беременности, родов, асфексия
Детские инфекции, травмы головы.
Слайд 5ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
1 Повторение за логопедом слогового ряда:
а) со звонкими и
глухими звуками :да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па,
ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за
б) с шипящими и свистящими
са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ша-ча, за-жа-за; жа-за-жа
в) с сонорами ра-ла-ла, ла-ра-ла
Слайд 62. Выделение исследуемого звука среди слов : хлопни в ладоши, если
услышишь слово со звуком «ж»
лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы
3. Придумывание слов со звуком «з», «л», «и»
4. Называние картинок и определение отличий в названиях
бочка - почка, коза - коса, дом – дым
5. Опознание фонем:
подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных
а, у, ы, о, у, а, о, ы, и
Слайд 7Игры на развитие фонематического слуха
"Какие звуки нарушают тишину?”: помолчать и прислушаться
к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их (например, скрипнула дверь).
"Кто услышит больше звуков?”: назвать как можно больше звуков, которые ребёнок слышит сейчас. Соревновательный характер этой игры вызывает интерес у детей.
"Назови звуки улицы (леса и т.п)”: игра способствует развитию не только слухового внимания , но и развивает память.
Слайд 8«Кто больше?»: кто больше придумает слов на заданный звук.
«Цепочка»: называется
слово, например, автобус, а ребёнок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.
«Спортсмены»
учитель предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например звук У. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок приседает каждый раз, услышав звук У (песенку парохода):
А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы.
На другой звук можно попросить ребенка подпрыгнуть, топнуть, делать наклоны, шагать и т. д.
Слайд 9«Королевство кривых зеркал»
Учитель предлагает ребенку отправиться в королевство,
в котором все жители говорят «перевернутыми» наоборот словами, например ток, кыб, ым, абыр, мод, амам, апап, ныс, анул, ачут, азор, рыс.
«Красный — белый»
Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).
Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.
Слайд 10«Шутки – минутки»
Вы читаете детям строчки из
стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тали-бом ! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.