Слайд 1Психология готовности ребёнка к школе
Родительское собрание для будущих пероклассников
Слайд 2Готовность к школе психологическая
«Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) —
комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
Слайд 3Включает следующие составляющие:
1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе
и желание учиться;
2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.
Слайд 4Психологическая готовность к школе
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе
Личностная и
социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника.
Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Слайд 5Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия,
выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Слайд 6Ситуация. Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: "Как
же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая". У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается.
Почему возникла такая ситуация?
Решение. Подобные ситуации возникают в том случае, когда учитель не разъяснил ученику, что отметки ставятся за результат его деятельности, а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложена причина нарушений отношений учителя с учеником. Возможен конфликт.
Слайд 7Ситуация. Проводилось исследование отношения учеников к школе. Первый замер проводился за
2 недели до поступления в школу, а второй - после 2 мес. обучения. Результаты показали, что отношение учащихся к школе ухудшилось. Но ухудшилось по-разному, в зависимости от стиля деятельности учителя - в большей мере у учителей авторитарного стиля.
Какой вывод может быть сделан из результатов данного исследования?
Решение. Ухудшение отношения к школе связанно не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя с учениками.
Слайд 8Ребенок должен уметь вступать в общение
и с учителем и со сверстниками.
Слайд 9Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли
бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.
Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Слайд 10Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно
его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.
Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.
То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.
Слайд 11Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок
должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
Слайд 12Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее
результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.
Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Слайд 13Ситуация. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? Специальные исследования
старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу.
Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе.
Хотел бы он идти в школу? Чем его школа привлекает или огорчает?
Почему так важно беседовать с ребенком о школе?
Решение. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Слайд 14Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты,
стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
Слайд 15Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими,
но и прочувствован, пережит.
Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.
Слайд 16Ситуация. Родителям важно знать как их ребенок готов к принятию новой
социальной позиции - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.
Выясните, как ребенок относится:
а) к школе,
б) учебной деятельности,
в) учителям,
г) к самому себе.
Слайд 17Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Побеседуйте о школе
с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа "Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? "
Слайд 18Решение. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары
школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.
Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.
Быть школьником - это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело.
Слайд 19После того как получены результаты беседы с ребенком о школе и
его рисунки на эту тему, предварительно проанализируйте причины тех или иных отношений к школе. Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности. Что в ней привлекательно для него и, напротив, непривлекательно. После этого проанализируйте результаты отношения ребенка к учителям, сверстникам и самому себе. Последние данные сопоставьте с предыдущими данными о школе и учебной деятельности. Сделайте общий вывод об отношении ребенка к школе и его новой социальной позиции школьника.
Слайд 20Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый
запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
С чем связано такое рассогласование?
Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять?
Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.
Слайд 21Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка
к школе.
Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно.
При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Слайд 22Ситуация. Мама Коли (6 лет) просила посоветовать, что ей делать, чтобы
сформировать положительное отношение сына к школе.
Сформулируйте основные рекомендации для родителей по подготовке положительного отношение ребенка к школе.
Слайд 23Решение. Все то, что говорится в семье о школе, о ее
роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.
Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.
Слайд 24Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к
таким результатам:
"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда"
"В школе программа трудная"
Решение. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе, "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!".
Слайд 25Совет родителям:
Не запугивать ребенка школой!
На возникновение негативного отношения к школе
могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.
Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Слайд 26Рекомендованная литература:
Б.С. Волков и Н.В. Волкова "Как подготовить ребенка к школе"
Тест
"Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской).
Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).