Презентация, доклад Формирование интонационной выразительности детей с речевой патологией

Содержание

…Интонация – это действительность. Вне интонации нельзя произнести ни звука, ни слова, ни предложения. Через интонацию выявляется смысл речи, её подтекст.Н.И.Жинкин.

Слайд 1Формирование интонационной выразительности детей с речевой патологией
Крутько Н.А., учитель- логопед высшей

категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 88» г.Воронеж
Формирование интонационной выразительности детей с речевой патологиейКрутько Н.А., учитель- логопед высшей категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

Слайд 2
…Интонация – это действительность. Вне интонации нельзя произнести ни

звука, ни слова, ни предложения. Через интонацию выявляется смысл речи, её подтекст.
Н.И.Жинкин.
…Интонация – это действительность. Вне интонации нельзя произнести ни звука, ни слова, ни предложения. Через

Слайд 3Элементы интонации
Интенсивные элементы
Интонационная пауза
Логическое ударение
Акцентное выделение
Частотные элементы
Мелодика речи
Диапазонная высота
Темпоральные (временные )

элементы
Темп
Эмфатическая долгота
Спектральный элемент
тембр
Элементы интонацииИнтенсивные элементыИнтонационная паузаЛогическое ударениеАкцентное выделениеЧастотные элементыМелодика речиДиапазонная высотаТемпоральные (временные ) элементыТемпЭмфатическая долготаСпектральный элемент тембр

Слайд 4Единица интонации
Интонема- совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значения высказывания или

его части.
Единица интонацииИнтонема- совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значения высказывания или его части.

Слайд 5Онтогенез интонационной стороны речи
Крик младенца: крик боли, голода, лишения появляется в

первые три недели жизни, крик одиночества на третьей недели жизни.(Орлова, 2008).
На втором месяце можно различить звуки недовольства и спокойного гуления
С третьего месяца появляются звуки радости , а затем смех
До 6 месяца смысловое содержание детей укладывается в четыре вида интонации: недовольство, спокойное гуление, радость, смех.
С 6 месяца в интонации радости дифференцируется спокойный довольный звук и радость с восклицанием.
С 7 месяца можно выделить интонацию просьбы
И только на 2 году жизни появляются интонации вопроса.


Онтогенез интонационной стороны речиКрик младенца: крик боли, голода, лишения появляется в первые три недели жизни, крик одиночества

Слайд 6Нарушение интонационной стороны речи
Входит в структуру дефекта при
Дизартрии
Стертой дизартрии
Нарушениях голоса
Заикании
Нарушениях

темпо-ритмической стороны речи
Исследователи отмечают , что у детей с общим недоразвитием речи и фонетико- фонематическим недоразвитием так же отмечаются различные нарушения интонационной стороны речи.

Нарушение интонационной стороны речиВходит в структуру дефекта при ДизартрииСтертой дизартрииНарушениях голосаЗаиканииНарушениях темпо-ритмической стороны речиИсследователи отмечают , что

Слайд 7Обследование ритмо- интонационной стороны речи. ( Методика зав. кафедрой логопедии МГПУ, профессора

Бабиной Г.В.).

А. Обследование голосообразующей функции, как базы для реа­лизации интонационных компонентов речевого поступка:
1.Произнесение цепочек слогов типа: "мa-мо-му. . ." на одном выдохе.
2.Проверка умения изменять силу голоса:
а) произнесение гласных звуков и их сочетаний с разной громкостью: средняя громкость, громко, тихо;
б) произнесение гласных звуков и их сочетаний с изменением силы голоса: усиление голоса от беззвучной артикуляции к шепоту, а затем среднему и громкому звучанию; ослабление голоса от гром­кого к тихому, а затем от шепота к беззвучному артикулированию;
в) проговаривание автоматизированных словесных рядов - по­рядковый счет, алфавит, дни недели, месяцы года - с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса и наоборот;
г) чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса;
д) произнесение текстов с утрированным изменением силы голоса.

Обследование ритмо- интонационной стороны речи. ( Методика зав. кафедрой логопедии МГПУ, профессора Бабиной Г.В.).А. Обследование голосообразующей функции,

Слайд 8Обследование ритмо- интонационной стороны речи. ( Методика зав. кафедрой логопедии МГПУ, профессора

Бабиной Г.В.).

3.Проверка умения изменять высоту голоса:,
а) произнесение гласных и их сочетаний с повышением и пони­жением голоса, игры с имитацией звучания предметов, звуко­подражания;
б) произнесение автоматизированных рядов с изменением высо­ты голоса от высокого к низкому и наоборот,
в) произнесение текстов с утрированным изменением высоты голоса.
4.Проверка умения управлять темпом звучания:
а) произнесение гласных и слоговых рядов, автоматизирован­ных словесных рядов, скороговорок в заданном темпе, со сменой темпа;
б) соединение произнесения указанных структур с движениями рук или ног, выполняемыми в определенном темпе).
5. Проверка умения воспроизводить ритм звучания:
а) произнесение цепочек слогов в заданном ритме (отраженно и по схеме);
б) произнесение слоговых рядов со сменой ритма (изменение количества слогов, смена ударения).

Обследование ритмо- интонационной стороны речи. ( Методика зав. кафедрой логопедии МГПУ, профессора Бабиной Г.В.).3.Проверка умения изменять высоту

Слайд 9Обследование ритмо- интонационной стороны речи. ( Методика зав. кафедрой логопедии МГПУ, профессора

Бабиной Г.В.).

В. Обследование восприятия и воспроизведения интонационных структур.
1.Обследование умения узнавать ритмо-интонационный рисунок слов и фраз (восприятие):
а) соотнесение предложенного ритма с конкретным словом (подбор одного слова из ряда данных, отличающихся друг от друга количеством слогов, местом ударения);
6) узнавание интонационного рисунка конкретной фразы (сообщение, вопрос, приказ);
в) определение места логического ударения в данной фразе;
г) узнавание фраз, содержащих вопрос, сообщение, просьбу, приказ по татакированию (без опоры на содержание);
д)соотнесение предложенного в виде татакирования стихот­ворного текста с конкретным текстом (выбор одного из двух конт­растных по интонационному рисунку текстов);
2.Обследование умения составлять графическую схему текста.
а) составление графической схемы (после объяснения) стихотворного текста и выразительное чтение с опорой на нее;
б) составление графической схемы (после объяснения) прозаи­ческого текста и использование ее при выразительном чтении;

Обследование ритмо- интонационной стороны речи. ( Методика зав. кафедрой логопедии МГПУ, профессора Бабиной Г.В.).В. Обследование восприятия и

Слайд 10Обследование ритмо- интонационной стороны речи. ( Методика зав. кафедрой логопедии МГПУ, профессора

Бабиной Г.В.).

3.Обследование возможностей передачи ритмо-интонационных рисунков слов и фраз:
а) подобрать к данной схеме подходящее слово из ряда данных и произнести его;
6) произнести предложенную фразу с интонацией соо6щения, вопроса, просьбы удивления, недовольства и др.
в) ответить на данную фразу-вопрос согласием, несогласием,встречным вопросом, переспросом и др.;
г) в заданной ситуации задать вопрос; выразить требование, удивление, недовольство, побуждение;
д) передать во фразе интонацию перечисления (составить по картинке,
прочитать ) ;
е) проговорить предложенную фразу несколько раз со сменой логического ударения;
ж) прео6разовать фразу-соо6щение во фразу-вопрос, побуждение, и наоборот;
з)изобразить голосом особенности произнесения одной и той же фразы (фраз) героями какой –либо сказки.

Обследование ритмо- интонационной стороны речи. ( Методика зав. кафедрой логопедии МГПУ, профессора Бабиной Г.В.).3.Обследование возможностей передачи ритмо-интонационных

Слайд 11Формирование интонационной стороны речи

Подготовительный этап
Формирование воздушной струи;
Формирование мимической и артикуляционной гимнастики;
Работа

над ритмической стороной речи;
Развитие физических характеристик голоса.
Формирование интонационной стороны речиПодготовительный этапФормирование воздушной струи;Формирование мимической и артикуляционной гимнастики;Работа над ритмической стороной речи;Развитие физических характеристик

Слайд 12Формирование интонационной стороны речи



Здравствуй!
Я Нюша.

Формирование интонационной стороны речиЗдравствуй! Я Нюша.

Слайд 13Формирование интонационной стороны речи



Нюша

удивилась

Формирование интонационной стороны речиНюша удивилась

Слайд 14Формирование интонационной стороны речи



Нюша

рассердилась

Формирование интонационной стороны речиНюша рассердилась

Слайд 15Формирование интонационной стороны речи



Нюше

не нравится запах

Формирование интонационной стороны речиНюше не нравится запах

Слайд 16Формирование интонационной стороны речи



Нюша
толстая-
худая

Формирование интонационной стороны речиНюша толстая- худая

Слайд 17Формирование интонационной стороны речи




Спит глазок,
спит другой

Формирование интонационной стороны речиСпит глазок, спит другой

Слайд 18Формирование интонационной стороны речи




Нюша
спит- проснулась

Формирование интонационной стороны речи Нюша спит- проснулась

Слайд 19Формирование интонационной стороны речи



Покатаем шарик за щекой :
за левой ,


за правой.


Формирование интонационной стороны речи Покатаем шарик за щекой :за левой , за правой.

Слайд 20Формирование интонационной стороны речи.Ритм.
По словесной инструкции: «Хлопни в ладоши 2 раза

, сделай паузу, хлопни один раз».
По показу: если ребенок не справился, то тоже самое выполняется по показу.
С опорой на схему: в случае , если ребенок не справился с предыдущим заданием, ему предъявляется карточка- схема с определенным ритмом.

Формирование интонационной стороны речи.Ритм.По словесной инструкции: «Хлопни в ладоши 2 раза , сделай паузу, хлопни один раз».По

Слайд 21Формирование интонационной стороны речи. Ритм.
ХХ Х
ХХ ХХ Х
Х

ХХ Х
Х Х ХХ

ХХ Х
ХХ ХХ Х
Х ХХ Х
Х Х ХХ


Формирование интонационной стороны речи. Ритм.ХХ  ХХХ  ХХ  ХХ ХХ  ХХ   Х

Слайд 22Формирование интонационной стороны речи. Ритм.
Игра «Потанцуем?»
« В ритме вальса» -

1-2-3
Игра «Барабанщики».
Х ХХХ Х Х Х Х
Считалки.
Игра «Дирижер и оркестр».
Колокольчик : динь- дон.
Барабан – бом-бом- бом.
Гармошка – ля-ля-ля.
Игра « Хор лягушек»
Формирование интонационной стороны речи. Ритм.Игра «Потанцуем?»« В ритме вальса» -    1-2-3Игра «Барабанщики».Х  ХХХ

Слайд 23Формирование интонационной стороны речи. Развитие физических характеристик голоса.
О О

О О О
Формирование интонационной стороны речи. Развитие физических характеристик голоса.  О  О  О  О

Слайд 24Формирование интонационной стороны речи.Развитие физических характеристик голоса.
А А

А А А А А А

Формирование интонационной стороны речи.Развитие физических характеристик голоса.   А  А А  А А

Слайд 25Формирование интонационной стороны речи. Развитие физических характеристик голоса.
У У

У У У У У У У
Формирование интонационной стороны речи. Развитие физических характеристик голоса.  У  У  У  У У

Слайд 26 Формирование интонационной стороны речи. Развитие физических характеристик голоса.

КУ КА

РЕ КУ
КУ КА РЕ КУ


Формирование интонационной стороны речи. Развитие физических характеристик голоса.  КУ  КА  РЕ  КУКУ

Слайд 27Формирование интонационной стороны речи. Развитие физических характеристик голоса.

Формирование интонационной стороны речи. Развитие физических характеристик голоса.

Слайд 28 Повторение ряда слогов с выделением голосом одного из них












Повторение ряда слогов с выделением голосом одного из них

Слайд 29 Повторение ряда слов с выделением одного из них












Повторение ряда слов с выделением  одного из них

Слайд 30Укрась ёлку


Украшать ёлку можно картинками с определенным звуком, а можно с

соответствующеё слоговой структурой. Например: выбрать картинки, в названиях которых 2 слога (первый слог ударный).
Укрась ёлкуУкрашать ёлку можно картинками с определенным звуком, а можно с соответствующеё слоговой структурой. Например: выбрать картинки,

Слайд 31Формирование интонационной стороны речи

Поднимаемся по лесенке , повторяя слог (слово, фразу)

с различной интонацией.


Формирование интонационной стороны речиПоднимаемся по лесенке , повторяя слог (слово, фразу) с различной интонацией.

Слайд 32Формирование интонационной стороны речи


Формирование интонационной стороны речи

Слайд 33Формирование интонационной стороны речи


Формирование интонационной стороны речи

Слайд 34Дидактическая игра «Лесенка»
Детям предлагается выложить на столах перед собой лесенку из

палочек по количеству вопросительных предложений.
Речевой материал: Грачи прилетели. В лесу сыро? Это дети. Дети? Зима. Девочки поют? Оля пьет сок. Никита едет на велосипеде. Тебе холодно? К вам заходил почтальон? У кошки маленькие котята.
Дидактическая игра «Лесенка» Детям предлагается выложить на столах перед собой лесенку из палочек по количеству вопросительных предложений.

Слайд 35
Литература
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов.

– М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 320 с.
Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 1998. – 240 с.
Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
Копачевская Л.А., Лаврова Е.В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 222 – 235.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. – 192 с.
ЛитератураАрхипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть