Презентация, доклад Формирование фонематического восприятия у дошкольников

Содержание

Из ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,

Слайд 1Мастер-класс для воспитателей
Формирование фонематического восприятия у дошкольников

учитель-логопед
Муравина Светлана Васильевна
МБДОУ ДС №4 «Жемчужинка»

Мастер-класс для воспитателейФормирование фонематического восприятия у дошкольниковучитель-логопедМуравина Светлана ВасильевнаМБДОУ ДС №4 «Жемчужинка»

Слайд 2Из ФГОС дошкольного образования
Целевые ориентиры

на этапе завершения дошкольного образования:

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Из ФГОС дошкольного образования      Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Слайд 3 Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции

различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.


Фонематическое восприятие - это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем,

Слайд 4Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:
Общеречевое развитие ребёнка: усвоение грамматического

строя языка, словаря.
Формирование правильной артикуляции и дикции.
Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
Овладение чтением.
Успешность овладения грамотой.
Выработка орфографических навыков.

Аспекты,  на которые оказывает влияние фонематический слух:Общеречевое развитие ребёнка: усвоение грамматического строя языка, словаря.Формирование правильной артикуляции

Слайд 5Звуковой анализ – это:
Последовательное выделение
отдельных звуков в слове;
Определение порядка звуков

в слове;
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий).

Звуковой анализ – это:Последовательное выделение отдельных звуков в слове;Определение порядка звуков в слове;Различение звуков по их качественным

Слайд 6Развивайте звуковой анализ!

Развивайте звуковой анализ!

Слайд 7Последовательность ознакомления детей с речевыми звуками

Последовательность ознакомления детей с речевыми звуками

Слайд 8Запомните!
Гласные звуки- это звуки при образовании которых воздух в полости рта

не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.

А, О, У, Ы, Э, И

Запомните!Гласные звуки- это звуки при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград.

Слайд 9Буквы, обозначающие гласные звуки

Буквы, обозначающие гласные звуки

Слайд 10Согласные звуки- звуки речи, состоящие из голоса и шума или только

шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо

Б, В,Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ
Ж, Ш, Ц

БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО МЯГКИЕ ЗВУКИ

Й, Ч, Щ

Согласные звуки- звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта,

Слайд 11В русском языке

В русском языке

Слайд 12Этапы развития фонематического восприятия:
I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап —

различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Этапы развития фонематического восприятия:I этап — узнавание неречевых звуков;II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на

Слайд 13Игры направленные на узнавание неречевых звуков для детей младшего дошкольного возраста
«Отгадай, что

звучит?»
«Шумящие мешочки»
Отстукивание ладонями по столу
Отхлопывание в ладоши
«О чем говорит улица?»

Игры направленные на узнавание неречевых звуков для детей младшего дошкольного возраста«Отгадай, что звучит?» «Шумящие мешочки» Отстукивание ладонями

Слайд 14Игры на развитие фонематического слуха и различение фонем родного языка для

старшего дошкольного возраста.

«Доскажи словечко» «Узнай свой голос»
«Взрослый или детёныш» «Далеко-близко»
«Угадай, кто сказал» «Подними картинку»
«Поймай звук» «Следопыты, сыщики»
«Фантазёры» «Кто больше?»
«Угадай, какое слово задумано?»

Игры на развитие фонематического слуха и различение фонем  родного языка для старшего дошкольного возраста.«Доскажи словечко»

Слайд 15«Не ошибись»

«Не ошибись»

Слайд 16«Поставь по порядку»

«Поставь по порядку»

Слайд 17«Доскажи словечко»

«Доскажи словечко»

Слайд 18«Подними картинку»

«Подними картинку»

Слайд 19«Подними картинку»

«Подними картинку»

Слайд 20«Фантазёры» «Кто больше»
Э
П'

«Фантазёры» «Кто больше»  ЭП'

Слайд 21«Угадай, какое слово задумано»
Ы
Д
М

«Угадай, какое слово задумано» ЫДМ

Слайд 22Материал для звукового анализа

Материал для звукового анализа

Слайд 23 Цветовые обозначения звуков



- обозначают согласные мягкие звуки


- обозначают гласные звуки







- обозначают согласные твёрдые звуки


Цветовые обозначения звуков

Слайд 24Картинный материал для звукового анализа
























Картинный материал для звукового анализа

Слайд 25Материал для звукового анализа







Материал для звукового анализа

Слайд 26Раздели слова на слоги



Раздели слова на слоги

Слайд 27«Помоги Тане добраться до дома» Выбирай только те картинки, в названии которых

есть звуки Т- Т′



«Помоги Тане добраться до дома» Выбирай только те картинки, в названии которых есть звуки Т- Т′

Слайд 28Придумай мальчику имя, которое начинается со звука Т, а девочке, которое

начинается со звука К. Назови предметы, в названиях которых есть звук Т, К.




Придумай мальчику имя, которое начинается со звука Т, а девочке, которое начинается со звука К. Назови предметы,

Слайд 29Где спрятался звук К в слове




Где спрятался звук К в слове

Слайд 30На какой звук оканчивается каждое слово? Какой предмет в каждом ряду лишний,

и почему?


На какой звук оканчивается каждое слово? Какой предмет в каждом ряду лишний, и почему?

Слайд 31Выбери картинку, в названии которой 5 звуков

Выбери картинку, в названии которой 5 звуков

Слайд 32Сколько звуков в слове?


Сколько звуков в слове?

Слайд 33Определение последовательности звуков в слове
Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного

произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука.

РРРРРАК

РАААААК

РАККККК

Определение последовательности звуков в словеВыделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением

Слайд 34Выполни звуковой анализ слова ЖУК
Измените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ







Выполни звуковой анализ слова ЖУКИзмените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ

Слайд 35Выполни звуковой анализ слова МЫШКА

Измените схему так, чтобы
получилось слово МИШКА











Выполни звуковой анализ слова МЫШКА           Измените схему

Слайд 36Закрепление навыка звукового анализа слов














Закрепление навыка звукового анализа слов

Слайд 37Узнай, кто придёт в гости
По первым звукам слов – названий картинок

сложить новые слова, узнать, как зовут детей

МАША ЖЕНЯ


Узнай, кто придёт в гостиПо первым звукам слов – названий картинок сложить новые слова, узнать, как зовут

Слайд 38Весёлые ребусы
Упражнения в закреплении навыков фонематического анализа и синтеза.

Весёлые ребусыУпражнения в закреплении навыков фонематического анализа и синтеза.

Слайд 39Знакомство с буквами

Знакомство с буквами

Слайд 40Найди и обведи все буквы Э, А

Найди и обведи все буквы Э, А

Слайд 41Шпаргалка для воспитателей
Обучая ребёнка чтению и развивая фонематический слух,

следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.
Предложение – это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Буква – это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.


Шпаргалка для воспитателей  Обучая ребёнка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:Наша речь состоит из предложений.Предложение

Слайд 42Используемая литература:

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.

Краузе Е.Н. Традиционные

и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013.

Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.

Интерактивные игры: «Звуковой калейдоскоп», «Начинаю читать», «Работа над ошибками». – partner@ mersibo.ru

Используемая литература:Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть