Слайд 1Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе
Из опыта работы Шилиной Татьяны
Геннадьевны,учителя русского языка и литературы,классного руководителя 5,8 классов МОУ Яблоневская ООШ
Слайд 2Климатические зоны СПК
Социальный климат:насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи
деятельности, настолько гарантировано соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Моральный климат:какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми?
Психологический климат - те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Слайд 3Благоприятный социально-психологический климат:
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм
в настроении;
Справедливое и уважительное отношение ко всем его членам;
Высоко ценят ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие;
Члены класса активны, добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности;
Успехи или неудачи вызывают сопереживание;
Взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Слайд 4Неблагоприятный социально-психологический климат:
Преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят
друг к другу, присутствует соперничество;
Отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях;
Ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие не в почёте;
Члены коллектива инертны, пассивны;
Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива;
Возникают конфликтующие между собой группировки;
В трудных случаях класс не способен объединиться.
Слайд 5Психолого-педагогические приемы, предназначенные для
изучения и формирования социально-психологического климата в классе,
направлены на:
определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
коррекцию формальной и неформальной структуры класса;
определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
применение игр, направленных на сплочение коллектива;
определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
изучение индивидуальных особенностей школьников;
развитие коммуникативных навыков;
определение влияния личности педагогов и классного руководителя;
социально-психологическую коррекцию взаимоотношений в коллективе.
Слайд 6Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе:
Личностные качества педагогов;
Профессиональные качества педагогов;
Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников.
Слайд 7Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе
Ставить
цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу;
Находить общие интересы;
Формировать традиции класса;
Создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий;
Поощрять к открытости, доброжелательности, не навязывать друг другу свое мнение, приходить к общему, компромиссному решению;
Создавать условия для повышения комфортности самочувствия, сохранять стабильно - положительные отношения между учителями и учащимися;
Развивать коммуникативную культуру;
Развивать эмпатийные способности членов группы.
Слайд 8
Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического
климата в классе
Слайд 9Занятие 1
ПЛАНЕТА НАШЕГО КЛАССА
Задачи:
практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников
и оказывать помощь другим;
дать возможность детям почувствовать своё формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей;
воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.
Слайд 10I этап. СОЗДАНИЕ МАТЕРИКОВ
Упражнения:
«Аплодисменты по кругу»
Черты характера на начальную букву
Материки «Планеты моего класса»: материк общения, материк учения, материк интересов, материк развлечений, материк мечты.
Слайд 11РЕЗУЛЬТАТЫ:
материк общения – лес Секретов, горы Любопытства, озеро Любви, река Анекдотов;
материк
учения – пустыня Геометрии, воды Литературы, равнина Математики, горы Физкультуры, лес Хороших оценок;
материк интересов – озеро Конфет, река Спорта, гора Плотников, болота Рисования, котлован Сочинений, вулкан Задач, пустыня Учения;
материк развлечений – река Плавания, река Чтения, гора Велосипеда, поле Футбола, вулкан Хоккея;
материк мечты – равнина Мороженого, пустыня Радости, озеро Друзей.
Слайд 13II этап. «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ?»
РЕЗУЛЬТАТЫ:
море Спокойствия, море Радости, океан Доверия, море
Счастья, океан Уважения, океан Любви, море Симпатии.
Острова
РЕЗУЛЬТАТЫ:
желание учиться, заниматься спортом, играть в баскетбол,сочинять стихи.
Я хорошо играю в лапту. Люблю играть в футбол,рисовать,делать поделки.
Слайд 14III этап. «Я, И МЫ, И ВСЕ, КТО РЯДОМ: «Оживим нашу
планету!»
РЕЗУЛЬТАТЫ
материк общения – Кирилл,Роман;
материк учения – Анастасия,Кирилл;
материк интересов – Владислав;
материк развлечений – Андрей,Сергей;
материк мечты – Анастасия,Владислав,Роман,Кирилл,
Андрей,Сергей,Кирилл.
Слайд 15«Наша планета и её спутники»
РЕЗУЛЬТАТЫ (Нет взрослых!)
Анастасия.
Андрей,Кирилл,Роман.
Сергей,Кирилл.
Мама-мой самый
лучший друг. (Анастасия,Кирилл,Роман).
Слайд 16Занятие 2
ИГРА «Калейдоскоп»
РЕЗУЛЬТАТЫ
Андрей – необычный, люблю играть в футбол.
Кирилл – азартный,
активный, люблю компьютеры.
Сергей – нормальный, компьютеры.
Кирилл – активный, спорт.
Анастасия – целеустремлённая,активная, весёлая, отзывчивая, самостоятельная, преданная, радостная.
Роман – внимательный, люблю футбол.
Слайд 17Занятие 3
Я И МОИ ДРУЗЬЯ
Литературный пересказ
Упражнение «Комплимент»
Упражнение «Корабль»
Упражнение «Зеркало и
обезьяна»
Обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
Обсуждение поговорки: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!»
Слайд 18Занятие 4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВН
Цель: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами
других, чувствовать группу и отдельных её участников.
Слайд 19Разминка
Жили-были
Упражнение «Поздороваемся»
Упражнение «Бег сороконожки»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КЛАССА
ДОБРОЕ ПОЖЕЛАНИЕ
СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО
Забор
Дерево
Новость
Поляна
Река
Народ
Слайд 20 РИСУЕМ ЧУВСТВА
Любовь
Гнев Восхищение
Печаль
Удовольствие
Ненависть
Слайд 21 Вывод
Специалисты утверждают,а практика свидетельствует:
важным условием благополучного
развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).
Слайд 22Используемая литература
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -
М.: Просвещение, 1989
2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm
3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
4. Е.П.Картушина, Т.В.Романенко. Психологический комфорт в школе: как его достичь. Издательство «Учитель», Волгоград, 2009.
5. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.
6. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004
7. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.