Презентация, доклад ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Содержание

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически

Слайд 1Савченко М.А.
Распознавание суицидальной опасности

Савченко М.А.Распознавание суицидальной опасности

Слайд 2СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Суицидальное поведение относится к

распространенной патологии поведения подростков.
Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.
Психологу необходимо очень внимательно отнестись к малейшим признакам предрасположенности того или иного подростка к суициду.
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно

Слайд 3Факторы суицидального риска
Социально-демографические факторы
Пол — мужской (уровень суицидов у юношей

в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше).
Возраст — подростки и молодые люди 14-24 лет.
Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.).
Факторы суицидального риска Социально-демографические факторыПол — мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у

Слайд 4Медико-психологические факторы:

1. Психическая патология:
депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;
алкогольная зависимость;
зависимость

от других психоактивных веществ;
расстройство личности;
циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.

2. Соматическая патология — тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:
врожденные и приобретенные уродства;
потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);
ВИЧ-инфекция.
Медико-психологические факторы:1.	Психическая патология:депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;алкогольная зависимость;зависимость от других психоактивных веществ;расстройство личности;циклоидная, сенситивная,

Слайд 5Биографические факторы



Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).
Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
Суицидальное

поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т. д.).


Следующие вопросы помогут вам точнее определить биографические факторы и их значение:

Что случилось тогда? Что удержало тогда от суицидальной попытки? Пытался ли покончить с собой кто-либо из близких, друзей подростка? Есть ли человек, которым он восхищается (является для него примером), жив ли он? Как он умер?
Биографические факторыГомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых

Слайд 6Индикаторы суицидального риска
Это особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний

человека, которые также увеличивают степень риска суицидального поведения.


Ситуационные индикаторы суицидального риска:

смерть любимого человека;
расставание с любимой (ым);
вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства);
сексуальное насилие;
нежелательная беременность;
позор, унижение — «потеря лица».

Для консультанта крайне важно не оценивать события с точки зрения своей системы ценностей, а понять, что это значит для самого подростка.



Индикаторы суицидального рискаЭто особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают степень риска

Слайд 7Поведенческие индикаторы суицидального риска:
злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
эскейп-реакции (уход из дома

и т. п.);
изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
«приведение дел в порядок» (письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).
Поведенческие индикаторы суицидального риска: злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);изменение привычек, например, несоблюдение

Слайд 8Коммуникативные индикаторы суицидального риска:

разрешающие установки к суицидальному поведению;
негативная триада, характерная для

депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;
«туннельное поведение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы кроме суицида;
наличие суицидальных мыслей, намерений, планов;
импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении.
существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести) и т. п.
Коммуникативные индикаторы суицидального риска:разрешающие установки к суицидальному поведению;негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности,

Слайд 9

Эмоциональные индикаторы суицидального риска:

амбивалентность по отношению к жизни;

депрессивное настроение: безразличие

к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;

переживание горя.
Эмоциональные индикаторы суицидального риска: амбивалентность по отношению к жизни;депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;переживание

Слайд 10Средства решения проблем
Это те «сильные стороны» человека, которые служат основой его

жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы:
инстинкт самосохранения;
интеллект;
социальный опыт;
коммуникативный потенциал;
позитивный опыт решения проблем.
Средства решения проблемЭто те «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса

Слайд 11
Внешние ресурсы:

поддержка семьи и друзей;

приверженность религии;

медицинская помощь;

индивидуальная психотерапевтическая программа

Внешние ресурсы: поддержка семьи и друзей;приверженность религии;медицинская помощь;индивидуальная психотерапевтическая программа

Слайд 12Определение степени суицидального риска
юноша 18лет, учится на 2-м курсе

профессионального лицея по специальности «технолог сварочного производства», учится плохо, часто прогуливает, никакого интереса к своей профессии не испытывает. Пользуется большой популярностью у девушек, любит хвастаться своими «похождениями», не курит, алкоголем не злоупотребляет, однако принимает «легкие» наркотики.
Хроническими заболеваниями не страдает, явно выраженная истероидная акцентуация, обожает быть в центре внимания, чрезмерно следит за своей внешностью. Суицидальные попытки в прошлом были, но имели демонстративный характер; у значимых лиц попыток не было.
У юноши неполная семья, отец ушел к другой, старший брат уехал в Германию, но связи с семьей не теряет, помогает деньгами матери и брату; престарелая мать (поздний ребенок в семье) больна неизлечимой болезнью. Практически В. предоставлен сам себе, мать не может оказывать на него воспитательного воздействия в силу болезни.
У юноши широкий круг общения, но настоящих друзей нет. Мальчики его недолюбливают, хотя и не показывают это открыто, в основном он общается с девушками, имеет кличку Казанова.
К своему здоровью относится наплевательски. В разговорах оправдывает самовольные уходы из жизни, считает, что жизнь — это игра. Временами чувствует бессмысленность существования, сам признается, что в такие моменты «под кайфом» может и покончить с этим «ярким миром, в котором правят деньги и власть» (по его словам). О средствах суицида говорит с улыбкой, предпочитая более «мягкие» — таблетки, наркотики. В то же время строит планы на будущее, хочет бросить лицей и работать барменом. Желает быть на виду и испытать все краски жизни, хочет помочь материально матери — купить дорогие таблетки, облегчающие ее страдания
Определение степени суицидального риска юноша 18лет, учится на 2-м курсе профессионального лицея по специальности «технолог сварочного производства»,

Слайд 13Определение степени суицидального риска

Определение степени суицидального риска

Слайд 15Определение степени суицидального риска
ученица 9 класса общеобразовательной школы, 15 лет, учится

хорошо, хотя ее знания скорее поверхностные.
В классе пользуется популярностью только потому, что может «дать списать», у нее есть подруга, с остальными девочками отношения нейтральные. У мальчиков пользуется популярностью, но ведет себя довольно скромно. Посещает все доступные дискотеки, не пьет, не курит, не принимает наркотики. Хроническими заболеваниями не страдает, явно выраженная истероидная акцентуация. Любит красиво одеваться, носит дорогие вещи.
В прошлом были две суицидальные попытки. Первая, с использованием веревки, — в 12 лет, носила чисто демонстративный характер и не была доведена до конца: отсутствие зрителей (как вспоминает Е., бабушка закрыла дверь в комнату и сказала, что она может делать, что хочет) сделало неинтересным продолжение данного занятия. Вторая, более серьезная, произошла в 14лет: пыталась перерезать себе вены, но испугалась и смогла порезать только подушечки пальцев на обеих руках, по ее словам, хотела напугать мать, чтобы та отпустила ее на дискотеку. Мать не испугалась, так как уже поняла все про «актерские способности» дочери. Опасности для здоровья не оказалось, раны были чуть видны.
Определение степени суицидального рискаученица 9 класса общеобразовательной школы, 15 лет, учится хорошо, хотя ее знания скорее поверхностные.

Слайд 16Отношения с матерью очень хорошие, Е. доверяет ей все свои тайны,

советуется. При разговоре с девочкой выясняется, что у матери в юности тоже было несколько неудачных суицидальных попыток явно демонстративного характера. К своему здоровью относится наплевательски. Смерти не боится и считает, что самовольный уход из жизни вполне нормален и возможен. Настоящего желания умереть явно нет, но присутствует ярко выраженное желание выделиться среди остальных — это является главным стимулом в учебе.
Педагоги характеризуют девочку как умную, легко усваивающую материал, способную, с ярко выраженными гуманитарными способностями, хотя и в точных науках она не отстает. Ведет себя культурно, приветливо, воспитанно. Одна из лучших учениц класса, имеет всего три «четверки».
Рассказывает о себе открыто и с удовольствием. Юношами хоть и интересуется, но очень пассивно, постоянного мальчика нет. Приверженка пуританского типа воспитания, хотя внешне — это ярко одетая, накрашенная, очень броская девушка.
Строит большие планы на будущее. Хочет быть учителем или врачом.

Отношения с матерью очень хорошие, Е. доверяет ей все свои тайны, советуется. При разговоре с девочкой выясняется,

Слайд 17Профилактика суицидального поведения

Помощь в реализации задач возрастного развития, а также:
Снятие

психоэмоционального напряжения
Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности
Формирование адекватного отношения к жизни и смерти(акцент на ценности жизни)
Формирование компенсаторных механизмов

Профилактика суицидального поведения Помощь в реализации задач возрастного развития, а также:Снятие психоэмоционального напряженияУменьшение эмоциональной зависимости и ригидностиФормирование

Слайд 18



Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть