Слайд 1
Этика взаимоотношений
детей и взрослых
«Счастье-это когда тебя понимают»
Слайд 2Во все времена на педагога была возложена ответственная миссия: не только
обучать, но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного
педагога является его
духовно-нравственная
культура и этика.
Слайд 3Педагогическая этика
Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности.
Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения
учителя.
Слайд 4Специфика взаимоотношений
В школе, где реализуется адаптированная программа VIII вида в отношениях учитель-ученик должна
учитываться специфика обучаемых детей: особенности их познавательной сферы, их поведения, особенности общения. Отсюда следует, что учителю в отношениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья необходимо иметь следующие качества:
Слайд 5любовь к детям (только через искреннюю любовь к своим “питомцам”, по
словам В.А.Сухомлинского, можно добиться взаимопонимания и взаимоуважения);
терпимость;
профессионализм (глубокие знания в области специальной педагогики и психологии);
высокая нравственность (педагог должен сам обладать всеми теми качествами, которые в школе для обучающихся с ОВЗ он должен прививать);
доброжелательность (создание положительного эмоционального фона в ученическом коллективе - на уроках и внеклассных мероприятиях);
коммуникабельность (от умения построить диалог с трудными детьми зависит успешность педагогического процесса;
Слайд 6эрудиция (проявление широты интересов, опирающейся на большой объем знаний);
склонность к творчеству
(оригинальное, высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения);
требовательность (способность добиваться решения поставленных задач);
уважение прав и обязанностей ребенка;
оптимизм (положительное восприятие окружающего мира);
Слайд 7Требования педагогической этики:
Установка, усиливающая веру в успех;
Установление правильных взаимоотношений между учителем
и учеником.
Доброжелательное отношение к каждому обучающемуся;
Благоприятное речевое общение с учениками с самой первой встречи;
Облик самого учителя, внешний вид, сама обстановка в классной аудитории.
Слайд 8Педагогический такт
Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим
образом(словарь С.И. Ожегова)
Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада)
Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.
Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
Слайд 9Основными элементами педагогического такта являются:
– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение
видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.
Слайд 10Правила разрешения конфликтов:
Прежде всего следует
попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность.
Как? Начать с себя: убрать «лишнее» напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, жесты. Поза, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!
Слайд 11Правила разрешения конфликтов:
Попытаться понять мотивы поведения
воспитанника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимание затруднительного положения: «Я не понимаю твое состояние», передать свое состояние: «Меня огорчает твое поведение». Итак, не пытайтесь сразу оценивать поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.
Слайд 12Правила разрешения конфликтов:
Своим поведением постараться повлиять на ученика.
Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.
Слайд 13Заповеди педагогического общения
Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс
говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам.
Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение.
Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку.
Умейте анализировать процесс общения .
Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности.
Слайд 14Заключение
«Пойми ученика»-профессиональная заповедь педагога.
Понять - это значит проникнуть во
внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и учащегося порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения.