Слайд 1Организация деятельности по оказанию помощи несовершеннолетним студентам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Докладчик:
Шваб Е.П.,
социальный педагог, преподаватель
Нормативно-правовая база:
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних« (с изменениями и дополнениями)
Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательной организации.
Слайд 3
Трудная жизненная ситуация – ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная
лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и
Слайд 4Классификация трудных жизненных ситуаций:
Дети, оставшиеся без попечения родителей;
Дети, проживающие в малоимущих
семьях;
Дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
Дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;
Дети – жертвы стихийных бедствий;
Дети-инвалиды;
Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
Дети с отклонениями в поведении;
Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;
Дети – жертвы насилия;
Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Слайд 5 Показателями негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка, является нарушение
поведения, через бродяжничество, агрессивность, хулиганство, кражи, вымогательство, правонарушения, аморальные формы поведения, неадекватные реакции на замечания взрослых, что влечет к нарушению развития детей, которое выражено:
в низкой успеваемости
неуравновешенности психики
подростковом алкоголизме и наркомании
проституции
конфликты с преподавателями, родителями,
контакты с криминогенными группировками.
Слайд 6Направления работы с неблагополучной семьей
Диагностика семейного неблагополучия через наблюдения, анкетирование детей
и родителей,анализ документов, составление карт социально – психологического сопровождения.
Индивидуальная помощь неблагополучной семье, через советы по преодолению сложных жизненных ситуаций, консультации специалистов, индивидуальные беседы, индивидуальный социальный патронаж семей.
Профилактика семейного неблагополучия: родительский всеобуч, лектории для подростков, семинары для родителей, высокий процент охвата устройства в кружки, секции, содействие занятости в каникулярный период.
Слайд 7Эффективными мерами воздействия на неблагополучную семью являются:
консультирование;
обучающие семинары для родителей;
пропаганда
семейных ценностей;
раннее выявление и индивидуальный подход к решению проблем студента;
постоянный патронат семьи, во взаимодействии всех служб;
административные штрафы;
принудительное лечение от алкоголизма и наркомании
в экстренных случаях, ограничение родителей в правах и др.
Слайд 8Приемы, (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями
Убеждение- разъяснение и доказательство правильности
и необъективности определенного поведения, либо недопустимости какого-то поступка.
Моральная поддержка – по отношению к несовершеннолетним, где студент чувствует себя нужным и значимым.
Вовлечение в интересную деятельность – поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.
Готовность сопереживать - этот часто отсутствует в неблагополучной семье.
Упражнения по формированию нравственных качеств.
Слайд 9Направления планирования работ:
работа со студентом (индивидуальная);
работа с группой;
работа с родителями;
работа с
преподавателями, социальным педагогом, педагогом – психологом и т.д.
При изучении качественного состава группы или обращении студента инженерно-педагогический работник должен определить:
- необходимость оказания экстренной медицинской помощи;
- необходимость оказания правовой защиты;
- необходимость привлечения социально-психологической службы;
- необходимость оперативного вмешательства субъектов профилактики;
- возможности самостоятельного решения проблемной ситуации, прогнозируя успешность ее разрешения.
Слайд 10Спасибо за внимание!
Успехов в педагогической деятельности!