Слайд 1Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном
пространстве.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзии.
Слайд 2 C каждым годом в общеобразовательную школу
приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы;
Слайд 3Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами,
дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).
Слайд 4Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Слайд 5 Все больше осознается, что психофизические нарушения не
отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт.
Слайд 6Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития,
учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Слайд 7Формируется установка:
к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с
позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Слайд 8
Задача: создать адекватные условия
для развития и обучения
детей c ограниченными
возможностями здоровья.
Слайд 9 Поскольку для нас - это дело
новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения инклюзивного обучения:
Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе?
Какие проблемы у него возникнут?
Готова ли школа к обучению таких детей?
Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы?
Слайд 10 Участники образовательного пространства
дети;
родители;
педагоги;
специалисты (мед. работники,
педагог-психолог, логопед,
дефек
толог, работники доп.
образования).
Слайд 11 Коллектив школы использует единый
«Принцип педагогической экологии» (Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
Слайд 12 Обучение и социализация детей с ОВЗ в
инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности.
Слайд 13Развитие навыков и личностных качеств
Социальная адаптация
детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:
социальная компетентность;
толерантность;
навыки решения проблем;
независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль;
навыки целеполагания.
Слайд 14 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ ведется по
основным направлениям:
диагностика;
экспертиза;
консультирование;
просвещение;
коррекционно-развивающая работа.
Слайд 15Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
Соблюдение интересов ребенка;
Системность;
Непрерывность;
Вариативность;
Рекомендательный характер оказания помощи.
Слайд 16 Коллективом специалистов школьного ПМП консилиума:
определяется вариант индивидуального маршрута;
составляется индивидуальный
учебный план;
координируется деятельность узких специалистов, обобщаются их рекомендации;
определяется срок повторного заседания ПМП консилиума с анализом выполнения рекомендаций.
Слайд 17 Алгоритм сопровождения обучающегося - инклюзивно
Запрос на обследование ребенка (по решению
ПМП консилиума);
Обследование ребенка (всеми специалистами ПМПк);
Определение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи;
Проведение коррекционно-развивающей работы;
Повторное обследование для отслеживания динамики развития.
Слайд 18Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут составляется
на обучающегося с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.
С целью повышения качества психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ перед педагогом-психологом стоит задача – для более успешной социализации детей тщательнее продумывать содержание индивидуального маршрута.
С учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создается комфортный психо-эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик - учитель», «ученик - ученик»).
Слайд 19 По результатам диагностического обследования у обучающихся
с ОВЗ выявлены нарушения интеллектуальной и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Всем детям необходима организующая и стимулирующая помощь.
Слайд 20 С детьми с особыми потребностями проводятся
коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей.
Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания.
В 8-9-х классах с интересом изучают свои способности и «Мир профессий», чтобы в будущем правильно сделать свой профессиональный выбор.
Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.
Слайд 21Работа с родителями
Одной из основных форм
работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и
избежать ошибок в воспитании.
Слайд 22«Родительский клуб»
Запланировано открытие «Родительского клуба» (1-е занятие
– в октябре 2015 г.). В 2015 – 2016 учебном году заседания «Родительского клуба» - 1 раз в месяц.
Слайд 23Темы заседаний «Родительского клуба»:
«Знакомство. Общение»;
«Правовое просвещение»;
«Влияние семьи на развитие личности ребенка»;
«Возрастные
особенности»;
«Обучение навыкам конструктивного общения с
детьми»;
«Повышение уровня мотивации у детей»;
«Детско-родительские отношения»;
«Правила взаимодействия с подростками в целях
профилактики правонарушений»;
«Мы – дружная семья».
Слайд 24 Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную
эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Слайд 25 Кроме этого планируется:
Отслеживание динамики развития ребенка (начало – окончание учебного
года);
Работа «Родительского клуба» - привлечение специалистов (мед.работник, дефектолог, юрист, педагоги дополнительного образования);
Введение в систему составление идивидуальных маршрутов сопровождения каждого ребенка с ОВЗ;
Постоянное повышение профессионального уровня, освоение новых методик.
Слайд 26 Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в
тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.