Слайд 1Семья глазами ребенка .
Составитель : педагог-психолог МБОУ «СОШ
№77»
Елена Игоревна Лунёва
Слайд 2Эпиграф
“Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей,
не воспитывая себя!”
Л.Н. Толстой
Слайд 3Воспитание – это не то, что ВЫ делаете для своего ребенка.
Это то, кем Вы для него являетесь.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему.
Слайд 4 Подросток - и не взрослый, но уже и
не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др.
Вместе с тем ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он - как ребенок: все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
Слайд 5В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно, если в
семье есть младший ребенок - послушный и старательный.
Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства. Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.
Слайд 6Семья глазами ребенка
План беседы
1. Семья – это…………..(как вы
считаете)?
2. Состав вашей семьи - ……….. (кто является членами вашей семьи)?
3. Совместная деятельность в вашей семье или что вы делаете вместе с родителями?
4. Традиции в моей семье -………….
5. К кому чаще всего ты обращаешься за помощью из членов семьи? Почему?
6. Кто самый счастливый в вашей семье? Почему?
7. Кто самый несчастный в вашей семье? Почему?
8. Что бы ты хотел пожелать своей семье?
9. С каким выражением лица чаще всего общаются с вами ваши родители?
10. С каким выражением лица чаще всего общаетесь вы со своими родителями?
11. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего родителя во время общения с вами ?
Слайд 7«Общение детей и родителей в лицах»
Слайд 8С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
С каким
лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
Слайд 9Правила для родителей:
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он
не попросит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Слайд 10Правила для родителей (продолжение)
3. Если ребенок вызывает у вас своим поведением
отрицательные переживания, сообщите ему об этом;
4. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении ( «Меня очень утомляет громкая музыка», «Мне не нравится, когда меня обманывают», «Я очень расстроена»).
Слайд 11Приемы активного слушания:
Повернитесь лицом к ребенку;
Желательно, чтобы ваши ответы звучали утвердительно;
Важно
в беседе «держать паузу»;
4. В вашем ответе полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.
Слайд 12Помехи активного слушания
Приказы , команды ( «Сейчас же перестань!», «Чтобы я
больше этого не слышал!»);
Предупреждения, предостережения, угрозы ( Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», « Не придешь вовремя, пеняй на себя!»);
Мораль, нравоучения, проповеди ( «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых»);
Советы, готовые решения ( «А ты возьми и скажи …», « Я бы на твоем месте сдал сдачи»);
Доказательства, логические доводы, нотации ( «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», « Сколько раз говорила. Не послушалась – пеняй на себя»);
Слайд 136. Критика, выговоры, обвинения ( «Опять все сделала не так», «Вечно
ты!»);
7. Обзывание, высмеивание ( «Какой же ты лентяй!», «Ну просто дубина!»);
8. Догадки, интерпретации (« Я знаю это все из-за того, что ты …», «небось опять подрался»);
9. Выспрашивание, расследование ( «Нет ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю»);
10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания («Успокойся», «Не обращай внимания»);
11. Отшучивание, уход от разговора ( «Знаешь, папа, терпеть не могу эту математику и ничего в ней не понимаю! Как много между нами общего!»).
Слайд 14Причины серьезных нарушений поведения детей:
Борьба за внимание;
Борьба за самоутверждение ( против
гиперопеки);
Желание отомстить ( «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!»;
Потеря веры в собственный успех
( «Мне все равно», И пусть плохой»);
Слайд 15Ребенок Родитель
Ребенок борется
за внимание;
Противостояние воле родителя;
Месть;
Переживание неблагополучия;
Раздражение;
Гнев;
Обида;
Безнадежность и отчаяние.
Слайд 16Задача родителя- перестать реагировать на непослушание прежними способами.
Необходимо найти способ показать
ребенку ваше положительное внимание к нему;
Следует уменьшить свой контроль за делами ребенка;
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы его обидели?
Перестать требовать от ребенка «полагающегося поведения». Найдите доступный для него уровень задач. Не допускайте критики.
Слайд 18Способы поддержания чувства самоценности ребенка:
Безусловно принимать его.
Активно слушать его переживания и
потребности.
Совместное времяпрепровождение.
Не вмешиваться в его занятия с которыми он справляется.
Слайд 195. Помогать когда просит.
6. Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами
(
значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Слайд 20Удачи вам и душевного благополучия!