Слайд 1
Презентация для воспитателей и учителей - логопедов
Ключевые теоретические вопросы,
необходимые для
повышения уровня профессиональной грамотности
воспитателей и учителей – логопедов,
в рамках изучения темы
«Обучение грамоте в детском саду»
Слайд 2 Обучение грамоте начинается
не тогда, когда пытаются заставить ребёнка
запомнить букву, а когда ему скажут:
«Послушай, как поёт синичка»
Обучение грамоте в детском саду –
это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению
письмом и чтением.
Слайд 3Обучение грамоте детей дошкольного возраста
необходимо, потому что:
1. требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
2. появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
3. не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
4. физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Слайд 4 Обучение грамоте в детском саду является
профилактикой дислексии и дисграфии, и
поможет ребёнку избежать некоторых
специфических ошибок.
Важно, чтобы ребёнок:
1. не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
2. умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
3. под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Слайд 5Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения
чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
Слайд 6 1. Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть
правильным, чётким произношением всех звуков языка;
2. Полная
сформированность
фонематических
процессов, т.е.
умение слышать,
различать и
дифференцировать
звуки родного
языка;
Слайд 7 3. Готовность к звукобуквенному анализу
и
синтезу звукового состава речи т.е.
дошкольник должен уметь:
- выделять начальный гласный из состава слова;
- анализировать гласные звуки;
- анализировать обратные слоги;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- понимать значение терминов: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Слайд 8 Прежде чем приступить к детальному рассмотрению обучения
грамоте у детей дошкольного возраста, предлагаю освежить в памяти прописные истины.
Что такое звук?
1. Звук – это то, что мы произносим и
слышим.
2. На письме звук обозначается с помощью букы, а записывается при помощи специального знака – транскрипции « […]».
3. Звуки различают:
гласные и согласные;
гласные: ударные и безударные;
согласные: твердые и мягкие,
звонкие и глухие.
понимать!!!
Гласные звуки
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух,
выходящий изо рта, не встречает преграды.
Гласные звуки бывают ударными и безударными.
буквой «А» обозначают один звук [а].
буквой «о» обозначают один звук [о].
буквой «у» обозначают один звук [у].
буквой «ы» обозначают один звук [ы].
буквой «э» обозначают один звук [э].
буквой «и» обозначают один звук [и].
Буквой «я» обозначают два звука [й] + [а], иногда один звук [а].
Буквой «ё» обозначают два звука [й] + [о], иногда один звук [о].
Буквой «ю» обозначают два звука [й] + [у], иногда один звук [у].
Буквой «е» обозначают два звука [й] + [э], иногда один звук [э].
Нельзя говорить: «Звук «я», Звук «ё», Звук «ю», Звук «е»».
звуки «я», «ё», «ю», «е» - в природе не существуют!!!
важно понимать!!!
Согласные звуки.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к.
воздух, выходящий изо рта при их произнесении,
встречает преграду (губы, зубы, язык).
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Звонкие согласные звуки:
[Б], [бь], [В],[вь], [Г], [гь], [Д],[дь], [Ж],
[З],[зь], [Й], [Л],[ль], [М],[мь], [Н],[нь], [Р], [рь].
Глухие согласные звуки:
[К], [кь], [П], [пь], [С], [сь], [Т], [ть], [Ф],
[фь], [Х], [хь], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ].
звуки
бывают мягкими и твёрдыми.
[Б],[бь]; [В],[вь];[Г],[гь]; [Д],[дь]; [З],[зь];
[Л],[ль]; [М],[мь];[Н],[нь]; [Р],[рь]; [К],[кь];
[П],[пь]; [С],[сь]; [Т],[ть]; [Ф],[фь]; [Х],[хь].
Всегда твёрдые
согласные звуки:
[Ж], [Ш], [Ц].
Всегда мягкие
согласные звуки
[Й], [Ч], [Щ].
Что такое буква?
1. Буквами мы обозначаем звуки речи при письме.
2. Букву нельзя услышать, её можно напечатать и
прочитать.
3. Одна буква может обозначать один или несколько
звуков, именно поэтому звуков в русском языке
больше, чем букв.
4. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают
звуков, они лишь помогают другим буквам смягчить
звук или сделать его твердым.
5. Стоит запомнить, что буквы сами по себе не имеют
никакого значения. Это просто обозначения, можно
даже сказать символы, придуманные для того,
чтобы записывать звуки на бумагу.
7. Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти
характеристики относятся к звукам.
Слайд 14Буквы можно выкладывать из различных подручных материалов.
Слайд 17БУКВЫ МОЖНО ВЫКЛАДЫВАТЬ ИЗ МОЗАИКИ.
Слайд 18БУКВУ МОЖНО ЛЕПИТЬ
ИЗ ПЛАСТИЛИНА И ГЛИНЫ.
Слайд 20БУКВУ МОЖНО ВЫКЛАДЫВАТЬ ИЗ ШНУРКОВ.
Слайд 21БУКВУ МОЖНО КОНСТРУИРОВАТЬ ИЗ ЧАСТЕЙ.
Слайд 27БУКВЫ МОЖНО РАСКРАШИВАТЬ
ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ.
Главные отличия
между звуком и буквой
1. Букву нельзя произнести, а звук нельзя
написать.
2. Буква – олицетворяет звук.
3. Количество звуков значительно
превосходит количество букв.
Слайд 29ВНИМАНИЕ!!!
ДАВАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ БУКВАМ НЕЛЬЗЯ!!!
Нельзя говорить и нельзя спрашивать у детей: «эта
буква гласная или согласная, звонкая или глухая, твёрдая или мягкая, ударная или безударная?»
Слайд 30Надо запомнить!!!
Буквой «я» в одних случаях обозначают один звук [а], а
в других – два [й+а].
Слайд 32Буква «я» обозначает один звук [а ], если стоит после буквы,
обозначающей мягкий согласный звук.
Слайд 33 Буквой «я» обозначают два звука
[й+а], если эта буква стоит:
1. в начале слова
2. после буквы,
обозначающей
гласный звук
3. после мягкого знака
4. после твёрдого знака
Слайд 37Надо запомнить!!!
Буквой «ю» в одних случаях обозначают один звук [у], а
в других – два [й+у].
Слайд 39Буква «ю» обозначает один звук [у ], если стоит после буквы,
обозначающей мягкий согласный звук.
Слайд 40 Буквой «ю» обозначают два звука
[й+у], если эта буква стоит:
1. в начале слова
2. после буквы,
обозначающей
гласный звук
3. после мягкого знака
4. после твёрдого знака
Слайд 44Надо запомнить!!!
Буквой «е» в одних случаях обозначают один звук [э], а
в других – два [й+э ].
Слайд 46Буква «е» обозначает один звук [э ], если стоит после буквы,
обозначающей мягкий согласный звук.
Слайд 47 Буквой «е» обозначают два звука
[й+э], если эта буква стоит:
1. в начале слова
2. после буквы,
обозначающей
гласный звук
3. после мягкого знака
4. после твёрдого знака
Слайд 51Надо запомнить!!!
Буквой «ё» в одних случаях обозначают один звук [о], а
в других – два [й+о].
Слайд 53Буква ё обозначает один звук [о ], если стоит после буквы,
обозначающей мягкий согласный звук.
Слайд 54 Буквой «е» обозначают два звука
[й+э], если эта буква стоит:
1. в начале слова
2. после буквы,
обозначающей
гласный звук
3. после мягкого знака
4. после твёрдого знака
Слайд 58Надо запомнить!!!
Парные звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются.
Слайд 60Надо запомнить!!!
Парные звонкие согласные звуки в середине слов оглушаются, если
рядом соседствуют глухие согласные звуки.
Слайд 62Надо запомнить!!!
Парные глухие согласные звуки в позиции
перед парными звонкими,
иногда, озвончаются .
Слайд 63Надо запомнить!!!
При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из
них.
Слайд 65Надо запомнить!!!
При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить замена, которая
сравнима с волшебством
для человека, слабо понимающего законы фонетики .
Слайд 67Надо запомнить!!!
Твёрдые согласные звуки смягчаются в позиции
перед мягкими согласными
звуками.
Слайд 69Надо запомнить!!!
Если после буквы, обозначающей согласный звук, следуют буквы : а,
о, у, э, ы, то эта буква читается твёрдо , т.к. она обозначает твёрдый согласный звук.
Слайд 71Надо запомнить!!!
Если после буквы, обозначающей согласный звук, следуют буквы : е,
ё, ю, я, и, то эта буква читается мягко , т.к. она обозначает мягкий согласный звук.
Слайд 73 Работу по обучению грамоте
целесообразно проводить
в несколько этапов.
Подготовительный этап.
I этап.
Знакомство с гласными звуками.
II этап.
Знакомство с согласными звуками.
Iii этап.
Знакомство с буквами.
Слайд 74Обучение грамоте - ответственный
период
в жизни ребенка.
И то, насколько благополучно он
будет проходить, во многом
зависит от вас, вашего
терпения,
доброжелательности.
Пусть он от занятия к занятию
чувствует свой успех, делает какие-
то маленькие "открытия" для
себя и с радостью идет на
каждое занятие.