Презентация, доклад для учителя на тему Современный урок в условиях ФГОС

Содержание

Цели урокаОтветить на вопросы:Различаете ли Вы такие понятия, как тема урока и цель урока? Если да, то попробуйте обозначить, чем отличаются тема урока и цель урока.

Слайд 1УРОК

УРОК

Слайд 2Цели урока
Ответить на вопросы:
Различаете ли Вы такие понятия, как тема урока

и цель урока?
Если да, то попробуйте обозначить, чем отличаются тема урока и цель урока.

Цели урокаОтветить на вопросы:Различаете ли Вы такие понятия, как тема урока и цель урока? Если да, то

Слайд 3Цели урока
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
предвосхищаемый результат деятельности;
предметная

проекция будущего;
субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Цели урокаВ научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:предвосхищаемый результат деятельности;предметная проекция будущего; субъективный образ желаемого, опережающий

Слайд 4Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих

дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

личностные: включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применение, а также систему основополагающих злементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира.

Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает

Слайд 5Структура урока
«...в реальном учебном процессе число сочетаний элементов урока столь велико,

что попытка выделить сколько-нибудь постоянно действующую, однозначную структуру урока является бесплодной. Нельзя ограничить учебный процесс и учителя одной постоянной схемой урока, так как это нанесет ущерб учебному процессу в целом. Этот ущерб будет вызван неучтенностью своеобразия разных видов содержания, соответствующих способов их усвоения, методов обучения, изменчивым чередованием характера учебного материала (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 230).

Структура урока«...в реальном учебном процессе число сочетаний элементов урока столь велико, что попытка выделить сколько-нибудь постоянно действующую,

Слайд 6Структура урока
«…структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, что она

должна отражать: закономерности процесса обучения как явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. (Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. С. 92).

Структура урока«…структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как

Слайд 7Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока,

возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
проверка домашнего задания;
актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
постановка цели занятия перед учащимися;
организация восприятия и осмысления новой информации;
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
первичная проверка понимания/контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
домашнее задание к следующему уроку;
подведение итогов урока.









Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая

Слайд 8Задание (работа в группах). Каждая группа выбирает свой предмет, определяется с

учебником, темой урока.
Разработайте технологическую карту урока по таблице.



Объясните постановку задач каждого этапа и выбора методов и форм обучения. Определите тип урока.

Задание (работа в группах). Каждая группа выбирает свой предмет, определяется с учебником, темой урока. Разработайте технологическую карту

Слайд 9Организационный момент.
Вариант диагностики умения учителя организовать самоопределение обучающихся к деятельности на

уроке.


Самооценка урока.

Организационный момент.Вариант диагностики умения учителя организовать самоопределение обучающихся к деятельности на уроке.Самооценка урока.

Слайд 10Проверка домашнего задания
Вариант диагностики умения учителя организовывать оценивание достигнутых результатов при

проверке домашнего задания.


Максимальный балл – 8
Максимально необходимый - 4

Самооценка урока.

Проверка домашнего заданияВариант диагностики умения учителя организовывать оценивание достигнутых результатов при проверке домашнего задания.Максимальный балл – 8Максимально

Слайд 11

Вариант диагностики умения учителя организовывать актуализацию знаний обучающихся
Самооценка урока.

Актуализация знаний обучающихся

Вариант диагностики умения учителя организовывать актуализацию знаний обучающихсяСамооценка урока.Актуализация знаний обучающихся

Слайд 12Вариант диагностики умения учителя привлекать детей к использованию действия на сравнение

или обобщение при решении конкретно-практической задачи (баллы суммируются с предыдущим оцениванием)

Самооценка урока.


Вариант диагностики умения учителя привлекать детей к использованию действия на сравнение или обобщение при решении конкретно-практической задачи

Слайд 13
Вариант диагностики умения учителя привлекать детей к использованию приёма классификации при

решении конкретно-практической задачи (баллы суммируются с предыдущим оцениванием)

Самооценка урока.

Вариант диагностики умения учителя привлекать детей к использованию приёма классификации при решении конкретно-практической задачи (баллы суммируются с

Слайд 14

Вариант диагностики умения учителя подвести детей к определению учебной задачи (проблемы)

урока

Самооценка урока.

Постановка темы, цели урока


Вариант диагностики умения учителя подвести детей к определению учебной задачи (проблемы) урока Самооценка урока.Постановка темы, цели урока

Слайд 15

Вариант диагностики умения учителя включать школьников в работу по изучению нового

материала.

Самооценка урока.

Изучение нового материала


Вариант диагностики умения учителя включать школьников в работу по изучению нового материала.Самооценка урока.Изучение нового материала

Слайд 16

Вариант диагностики умения учителя включать школьников в использовании символических средств и

знакового моделирования (баллы суммируются с предыдущим оцениванием)

Самооценка урока.


Вариант диагностики умения учителя включать школьников в использовании символических средств и знакового моделирования (баллы суммируются с предыдущим

Слайд 17

Закрепление изученного материала
Вариант диагностики умения учителя включать школьников в работу по

закреплению и осознанию изученного материала.


Самооценка урока.


Закрепление изученного материалаВариант диагностики умения учителя включать школьников в работу по закреплению и осознанию изученного материала.Самооценка урока.

Слайд 18

Вариант диагностики умения учителя подбирать задания по развитию информационных умений обучающихся

(баллы суммируются с предыдущим оцениванием).


Самооценка урока.


Вариант диагностики умения учителя подбирать задания по развитию информационных умений обучающихся (баллы суммируются с предыдущим оцениванием). Самооценка

Слайд 19

Первичный контроль
Вариант диагностики умения учителя организовывать оценивание достигнутых результатов


Самооценка урока.

Максимальный балл

– 8
Максимально необходимый – 4
Первичный контрольВариант диагностики умения учителя организовывать оценивание достигнутых результатовСамооценка урока.Максимальный балл – 8Максимально необходимый – 4

Слайд 20

Итог урока
Вариант диагностики умения учителя организовывать подведение итога


Самооценка урока.

Итог урокаВариант диагностики умения учителя организовывать подведение итогаСамооценка урока.

Слайд 21

Вариант диагностики умения учителя подбирать задания по развитию коммуникативных умений обучающихся

(работа в парах, группах)

Самооценка урока.

Вариант диагностики умения учителя подбирать задания по развитию коммуникативных умений обучающихся (работа в парах, группах) Самооценка урока.

Слайд 22

Вариант диагностики умения учителя организовать работу в группах (баллы суммируются с

предыдущим оцениванием).


Самооценка урока.

Вариант диагностики умения учителя организовать работу в группах (баллы суммируются с предыдущим оцениванием).Самооценка урока.

Слайд 23Оцените собственный проект урока по предлагаемой шкале.

Оцените собственный проект урока по предлагаемой шкале.

Слайд 24Критерии результативности урока в рамках ФГОС НОО.
Цели и задачи урока

задаются с учетом субъектного обучения.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе, в том числе современные ИКТ.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает продуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Критерии результативности урока в рамках ФГОС НОО. Цели и задачи урока задаются с учетом субъектного обучения.Учитель систематически

Слайд 25Классификация типов урока
Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из

которых отличается определяющим признаком. Например, уроки классифицируют:
- по дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев),
- цели организации занятий, содержания и способов проведения урока (М.И. Махмутов),
- основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов),
- дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M. Coxop),
- методов обучения (И.Н. Борисов),
- способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин).

Классификация типов урока  Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Например,

Слайд 26Классификация типов урока
по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого

материала и уровнем обученности учащихся. (М.И. Махмутов)
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);
уроки обобщения и систематизации (3-й тип);
комбинированные уроки (4-й тип);
уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Классификация типов урокапо цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. (М.И.

Слайд 32Задание.
Определите тип уроков по данной классификации.
Примеры

типы уроков некоторых учителей-новаторов:
Система преподавания Л.В. Маховой:
рассказ обзорного типа по всей теме;
урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений
урок - практическая работа;
урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;
заключительный опрос по теоретическому материалу;
решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.
Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
уроки теоретического разбора материала учителем;
уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;
уроки-семинары;
уроки-практикумы;
уроки контроля и оценки.
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
урок-лекция по всей теме;
уроки-решения ключевых задач;
урок-консультация;
урок-зачет.

Задание.     Определите тип уроков по данной классификации.Примеры типы уроков некоторых учителей-новаторов:Система преподавания Л.В.

Слайд 33Методы обучения
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХОЛОГИЯ
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченной

взаимосвязанной деятельности
преподавателя и учащихся
Методы обучения ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХОЛОГИЯМЕТОД ОБУЧЕНИЯМЕТОД ОБУЧЕНИЯМЕТОД ОБУЧЕНИЯМЕТОД ОБУЧЕНИЯМЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся

Слайд 34Методы обучения
Определение «метода обучения»
в педагогической литературе
Бабанский Ю.К.
Ильина Т.А.
«Метод обучения»

- способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования

«Метод обучения» - способ организации познавательной деятельности учащихся".

Методы обученияОпределение «метода обучения»в педагогической литературеБабанский Ю.К. Ильина Т.А. «Метод обучения» - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя

Слайд 35Методы обучения
Основные группы методов
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и

мотивации учебной деятельности
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
Методы обученияОсновные группы методовМетоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельностиМетоды стимулирования и мотивации учебной деятельностиМетоды контроля и самоконтроля

Слайд 361. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия

учебной деятельности



По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности и творчества деятельности


По логике передачи и восприятия информации

По логике передачи и восприятия информации

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной деятельностиПо логике передачи и

Слайд 37Методы обучения
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности
наглядные
словесные
практические
Демонстрация плакатов,
схем, таблиц, диаграмм,
моделей
Использование

технических средств

Просмотр кино и телепрограмм

Беседа

Лекция

Рассказ-вступление

Инструктаж

Практические задания

Тренинги (физиологические, психологические)

Деловые игры

Анализ и решение проблемных ситуаций

Рассказ- изложение

Рассказ- заключение

Методы обученияПо источнику передачи и восприятия учебной деятельностинаглядныесловесныепрактическиеДемонстрация плакатов,схем, таблиц, диаграмм,моделейИспользование технических средствПросмотр кино и телепрограммБеседаЛекцияРассказ-вступлениеИнструктажПрактические заданияТренинги

Слайд 38Методы обучения
По логике передачи и восприятия информации
индуктивный
дедуктивный
аналитический
синтетический
(конструктивный)
процесс логического вывода на основе

перехода от частного положения к общему

Множество А состоит из элементов: А1, А2, А3.
А1 имеет признак В
А2 имеет признак В
А3 имеет признак В
Следовательно, все элементы множества А имеют признак В.

процесс, предполагающий использование общих фактов для получения точной информации о конкретной ситуации

Все элементы множества А имеют признак В, следовательно
А1 имеет признак В
А2 имеет признак В
А3 имеет признак В

процесс, основанный на выявлении составляющих частей строения, состава, а также его свойств, признаков

процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое

причинно-следственный (каузальный)

Процесс, основанный на выявлении причинно- следственных связей между отдельными явлениями.

Методы обученияПо логике передачи и восприятия информациииндуктивныйдедуктивныйаналитическийсинтетический(конструктивный)процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общемуМножество

Слайд 39Методы обучения

По степени самостоятельности и творчества деятельности
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемный
Исследовательский
Частично-поисковый

или эвристический
Методы обученияПо степени самостоятельности и творчества деятельностиОбъяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемный Исследовательский Частично-поисковый или эвристический

Слайд 40Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный
Методы, при которых учащиеся получают знания в готовом виде

Репродуктивный

Методы обученияОбъяснительно-иллюстративныйМетоды, при которых учащиеся получают знания в готовом видеРепродуктивный

Слайд 41Методы обучения
Проблемный

Метод обучения, при котором учитель, прежде чем излагать материал
Ставит проблему
формулирует

познавательную задачу,

сравнивает точки зрения и различные подходы,

или

а затем

раскрывает систему доказательств

показывает один из способов решения поставленной задачи,

Свидетели и соучастники научного поиска

Методы обученияПроблемныйМетод обучения, при котором учитель, прежде чем излагать материалСтавит проблемуформулирует познавательную задачу,сравнивает точки зрения и различные

Слайд 42Методы обучения
Частично-поисковый или эвристический

Метод обучения, заключающийся в организации активного поиска

решения познавательных задач, под руководством учителя

Частичный мыслительный эксперимент

Проблемный подход в сообщении материала

Самостоятельные обобщения по частным вопросам

Поиск решения познавательных задач

Самостоятельная работа с элементами
исследования

Методы обученияЧастично-поисковый или эвристический Метод обучения, заключающийся в организации активного поиска решения познавательных задач, под руководством учителяЧастичный

Слайд 43Методы обучения
Исследовательский

Метод обучения в котором
анализирует материал
ставит проблему и задачи
осуществляет краткий устный

или письменный инструктаж

Самостоятельно выполняют действия поискового характера

Методы обученияИсследовательскийМетод обучения в котороманализирует материалставит проблему и задачиосуществляет краткий устный или письменный инструктажСамостоятельно выполняют действия поискового

Слайд 44Методы обучения
Основные группы методов
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и

мотивации учебной деятельности
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
Методы обученияОсновные группы методовМетоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельностиМетоды стимулирования и мотивации учебной деятельностиМетоды контроля и самоконтроля

Слайд 452. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Стимулирование интереса
к учению
Познавательные игры
Учебные

дискуссии (спор)

Эмоционально-нравственные ситуации

Организационно-деятельностные игры


Стимулирование ответственности и долга

Убеждения в значимости учения

Предъявление требований

Поощрения и наказания


2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельностиСтимулирование интереса к учениюПознавательные игрыУчебные дискуссии (спор)Эмоционально-нравственные ситуацииОрганизационно-деятельностные игрыСтимулирование ответственности и

Слайд 46Методы обучения
Основные группы методов
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и

мотивации учебной деятельности
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
Методы обученияОсновные группы методовМетоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельностиМетоды стимулирования и мотивации учебной деятельностиМетоды контроля и самоконтроля

Слайд 473. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля

и самоконтроля

Методы письменного контроля
и самоконтроля

Методы практического контроля
и самоконтроля

индивидуальный опрос
фронтальный опрос

письменные самостоятельные работы
письменные контрольные работы

машинный контроль
контрольно-лабораторные работы

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроляМетоды письменного контроля и

Слайд 484. Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности
Вербальная (устная и письменная)
Образная (цвет, рисунок, символ)
«Классическая»
Кодированный

диктант

«Дневник открытий»

«Трактат»

текст

Выбор символа

Выбор цвета

4. Методы рефлексии учебно-познавательной деятельности Вербальная (устная и письменная)Образная (цвет, рисунок, символ)«Классическая»Кодированный диктант«Дневник открытий»«Трактат»текстВыбор символаВыбор цвета

Слайд 49Задание. Примите оптимальное решение применения следующих методов. Заполните таблицу.

Задание. Примите оптимальное решение применения следующих методов. Заполните таблицу.

Слайд 50Организационные формы обучения
Формы организации всей системы обучения (дошкольное, начальное, основное и

т.д)

Формы организации текущей учебной работы класса (урок, экскурсии, домашняя работа, факультативные занятия, формы внеклассной работы (предметные кружки, клубы, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

Формы учебной деятельности (виды)

Парная. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя.

Групповая, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

Коллективная. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах, группах сменного состава.

Индивидуально-обособленная. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.

(форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса)

Организационные формы обученияФормы организации всей системы обучения (дошкольное, начальное, основное и т.д)Формы организации текущей учебной работы класса

Слайд 51Анализ урока
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический,

педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Задание (работа в группах). Проанализируйте созданный урок по различным аспектам.

Анализ урокаАнализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть