Слайд 1
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ,
КАК МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слайд 2Чтение и различные виды работ с текстовой
информацией способствуют развитию устной и письменной речи
и преодолению ее отклонений у учащихся с общим недоразвитием речи.
Слайд 3Исследования речевых нарушений младших школьников показывают,
что даже к 3-му классу
чтение и письмо
у данной категории детей значительно отстаёт от нормы.
Слайд 41.Фонематической дислексии;
2.Аграмматической дислексии;
3.Семантической дислексии;
4.Оптической дислексии;
5 Мнестической дислексии.
Слайд 5
1.Фонематической дислексии- используются методы: на запоминание и воспроизведение ряда звуков, слогов,
слов начиная с 2 – 3 элементов доводя их до выделения заданного звука из ряда, нахождение общего звука в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
Слайд 6
За-са/ са-са са-за за-са за-за
сок/ сук сок кос коса сок окс
свист
сойки/ свист сайки свист сойки
Слайд 82.Аграмматической дислексии- используются методы: на согласование слов словосочетаниях и предложениях, подбору
слов антонимов, синонимов, паронимов, составление словесного описания по ключевым словам.
Слайд 9
У ТИГРИЦЫ … .
У ТИГРЁНКА
ДЛИННЫЙ … .
Слайд 103.Семантической дислексии-
используется метод Дейвиса,
прорисовывания картинок, лепка
букв, слов, обведение
трафаретов, печаток.
Слайд 124.Оптической дислексии- используются методы на сравнение и поиск отличий, восстановления деформированного
ряда, распознавание контурных, точечных или пунктирных изображений; шифровки, использование корректурных проб, расчленение изображения предмета, буквенный конструктор. Различение правильно и зеркально – изображённых буквенных знаков.
Слайд 155 Мнестической дислексии- на запоминание и воспроизведение ряда звуков, слогов, слов
начиная с 2 – 3 элементов доводя их до выделения заданного звука из ряда, нахождение звука в словах, слова в словосочетаниях, словосочетания в предложениях.
Слайд 17
определяются двумя междисциплинарными
программами «Чтение. Работа с информацией»
и «Программа формирования УУД»,
а также указаны в программе УМК «Перспективная начальная школа» по всем предметным областям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Слайд 18Смысловое чтение, как метод достижения метапредметных и предметных результатов
Слайд 19осмысление цели чтения
выбор вида чтения
Слайд 20ИЗВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ
ИНФОРМАЦИИ ИЗ
ПРОСЛУШАННЫХ ТЕКСТОВ
РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
Слайд 21
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей
- художественного
- научного;
- публицистического;
-
официально- делового
Слайд 22ПОНИМАНИЕ И АДЕКВАТНАЯ ОЦЕНКА
ЯЗЫКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ
Слайд 23находить в тексте сведения и факты, заданные в явном виде
определять тему
и главную мысль текста
делить текст на смысловые части, составлять план текста
вычленять основные события, устанавливать их последовательность
сравнивать объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки
Слайд 24
понимать:
1. информацию, представленную в неявном виде (выделять общие признаки группы
элементов, характеризовать явление по его описанию, приводить примеры, доказывающие утверждение)
2. информацию, представленную разными способами
- словесно;
- в виде таблицы, схемы, диаграммы
3. текст, опираясь на жанр, структуру, выразительные средства
Слайд 25
использовать различные виды чтения
- ознакомительное;
- изучающее;
- поисковое
ориентироваться в словарях и справочниках, соответствующих возрасту
Слайд 26ТРИ ЭТАПА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ
ТЕКСТОВЫЙ
Слайд 27ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Работа с заголовком.
2. Использование ассоциаций, связанных с
именем автора.
3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
4. Работа с новой лексикой и определение тематики, проблематики текста на основе языковой догадки.
5. Чтение вопросов, утверждений по тексту, определение его тематики, проблематики.
6.Ответы на вопросы до чтения текста.
Слайд 28 ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
1 этап
1. Найди/выбери/прочти/соедини/вставь
2. Догадайся:
- о значении слова по тексту;
- как будут развиваться события во 2 части (главе) текста
Слайд 29
2 этап
- вставьте пропущенные термины;
- заполнение таблицы;
- составление плана текста;
-
выбор заголовка к тексту;
- заполнение пропусков;
- верные/неверные утверждения;
- соотнесения картинок с предложениями из текста;
- логическая перегруппировка предложений;
- деление текста на пункты;
- собери текст;
- чтение «с пометками»;
- «тонкие» и «толстые» вопросы;
- кластеры.
Слайд 30Послетекстовые задания
1. Докажи, что …
2. Охарактеризуй …
3. Рассказ текста от другого
лица.
4. С каким из данных выражений был бы согласен автор?
5. Кратко изложи содержание текста.
6. Придумай новый конец текста.
7. Тестовые задания.
8. Изложения.
Слайд 31
Своевременная коррекция нарушений чтения
с использованием различных форм и видов работ
по формированию навыков смыслового чтения позволит
обучающимся при переходе в основную школу успешно
решать учебные задачи, связанные с поиском, преобразованием,
структурированием, интерпретацией информации.
А также позволяет
осуществлять взаимодействие
логопеда и учителя
начальных классов направленное на формирование единой
системы педагогического воздействия на учащегося
с целью получения эффективных результатов
коррекции нарушений чтения.