Презентация, доклад для учителей на тему Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся

Содержание

♦- показать какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения;♦ - раскрыть факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся; ♦ - ознакомить с педагогическими приемами и методами здоровьесберегающих технологий; Задачи

Слайд 1Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся


2008 г.
Здоровье – это

то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Ювенал

Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся2008 г.Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся

Слайд 2
♦- показать какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в

школе, процесс обучения;

♦ - раскрыть факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся;

♦ - ознакомить с педагогическими приемами и методами здоровьесберегающих технологий;

Задачи семинара

♦ - способствовать сохранению здоровья учащихся.







♦- показать какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения;♦ - раскрыть факторы

Слайд 3Показатели первичной экспресс – оценки эмоционально – психологической атмосферы в классе
возбуждены;
утомлены,

выглядят уставшими;
взволнованы, тревожны, чем – то обеспокоены;
сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
насторожены, напряжены, враждебны;
дурашливы, расторможены, расслаблены.
Показатели первичной экспресс – оценки эмоционально – психологической атмосферы в классевозбуждены;утомлены, выглядят уставшими;взволнованы, тревожны, чем – то

Слайд 4Индикаторами класса являются
Быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
Отличаются трудностью концентрации

и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;
Более склоны к нарушениям дисциплины;
Опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;
Вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости
Индикаторами класса являютсяБыстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;Отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью,

Слайд 5Задачи здоровьесберегающей педагогики
Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности;
Отслеживание соответствия санитарно

– гигиенических условий обучения требованиям;
Обеспечение сильной, оперативной и надежной прямой и обратной связей в управление учебным процессом;
Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности;
Обеспечение настройки учеников на урок;
Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся;
Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;
Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока;
Обеспечение на уроке оптимального темпа – ритма;
Планирование обоснованных переходов от одного этапа урока к другому;
Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия;
Постоянное внимание к охране зрения;
Соблюдение гигиенических требование к посадке учащихся;
Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами;
Обоснованность применяемых психолого – педагогических приемов и методов;
Реализация на практике индивидуально – личностного подхода к оценке знаний;
Максимально возможное использование активных методов обучения;
Использование всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика – как внешней, так и внутренней;
Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками;
Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным;
Контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье
Задачи здоровьесберегающей педагогикиВключение в цели урока элементов оздоровительной направленности;Отслеживание соответствия санитарно – гигиенических условий обучения требованиям;Обеспечение сильной,

Слайд 6Необходимые условия решения задач
Прохождения повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных

технологий;
Проведение ревизии приемов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровьесберегающей педагогике;
Привлечение внимания учителя к собственному здоровью.
Необходимые условия решения задачПрохождения повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;Проведение ревизии приемов и методов своей

Слайд 7Психологические особенности поведения
Экстравертность –
общительность,
активность,
самоуверенность,
импульсивность.



Интровертность –
необщительность,
пассивность,
спокойствие,


рассудительность.
Психологические особенности поведенияЭкстравертность – общительность, активность, самоуверенность, импульсивность.Интровертность – необщительность,пассивность, спокойствие, рассудительность.

Слайд 8Психологические типы учащихся
■ синтетический (правополушарный, художественный тип мышления, образное мышление)

■ аналитический (левополушарный, словесно-логическое мышление)

■ кинестетический (мыслит руками, наглядно-действенное мышление)


Психологические типы учащихся ■ синтетический (правополушарный, художественный тип мышления, образное мышление)  ■ аналитический (левополушарный, словесно-логическое мышление)

Слайд 9Приоритетные каналы восприятия
Визуалы – это зрители
Аудиалы – это слушатели
Кинестетики – это

деятели

Приоритетные каналы восприятияВизуалы – это зрителиАудиалы – это слушателиКинестетики – это деятели

Слайд 10Дискомфортные (дезадаптивные) состояния учащихся на уроке
Состояние соматического дискомфорта.
Состояние физического дискомфорта и

гиперактивности учащихся.
Состояние утомления и переутомления учащихся.
Астено – невротические состояния.
Тревожно – дискомфортные состояния.
Дискомфортные (дезадаптивные) состояния учащихся на урокеСостояние соматического дискомфорта.Состояние физического дискомфорта и гиперактивности учащихся.Состояние утомления и переутомления учащихся.Астено

Слайд 11 Состояние соматического

дискомфорта

Проявляется:
Несильные головные боли
Легкое подташнивание
Неприятные ощущения
Урчание в животе
Насморк и кашель и др.
Причины:
Нарушение ритма жизни
Сбой «внутренних часов»
Недосып
Физическое переутомление

Состояние соматического         		дискомфортаПроявляется:Несильные головные

Слайд 12Состояние физического дискомфорта и гиперактивности учащихся
Проявления:
беспокоящие мышечные ощущения в разных частях

тела;
Повышенная двигательная активность школьников на уроке

Причины:
длительно фиксируемая неудобная поза;
боль в мышцах после физической нагрузки;
мышечные зажимы при авторитарном стиле работы учителя;
гиподинамия (недополучение необходимой физической нагрузки);
Нейрофизиологические проблемы учащихся, имеющие органическую природу.


Состояние физического дискомфорта и гиперактивности учащихсяПроявления:беспокоящие мышечные ощущения в разных частях тела;Повышенная двигательная активность школьников на урокеПричины:длительно

Слайд 13Состояние утомления и переутомления учащихся
Проявляется:
снижение работоспособности;
неспецифические изменения физиологических функций;
субъективное ощущение усталости;
увеличение

числа ошибок и времени выполнения заданий;
отрицательные эмоции.

Причины:
- профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителя;
- перегруженность школьных программ и интенсификация учебного процесса;
- переполнение классов;
- несоблюдение гигиенических условий в классе и школе;
- нарушение организационно – педагогических требований к проведению образовательного процесса

Состояние утомления и переутомления учащихсяПроявляется:снижение работоспособности;неспецифические изменения физиологических функций;субъективное ощущение усталости;увеличение числа ошибок и времени выполнения заданий;отрицательные

Слайд 14Гигиенические условия, вызывающие состояние физического дискомфорта
Нарушение температурного режима;
Повышенная сухость воздуха;
Неблагоприятный состав

воздуха в классе;
Нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки;
Воздействие шума, посторонних звуков;
Недостаток освещения
Физический дискомфорт от неудобного положения тела
Длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы.
Гигиенические условия, вызывающие состояние физического дискомфортаНарушение температурного режима;Повышенная сухость воздуха;Неблагоприятный состав воздуха в классе;Нежелательные по направленности и

Слайд 15Астено – невротические состояния
Проявляется:
Трудность сосредоточения;
Частые ошибки;
Ухудшение памяти;
Снижение общего фона настроения;
Повышенная

утомляемость;
Потеря мысли;
Ощущение тревоги
Утрата чувства юмора;
Повышенная возбудимость;
Внутреннее напряжение;
Временный дисинхроз (сонливость днем и бессонница ночью)

Причины:
- Личностная предрасположенность;
- Условия социального окружения;
- Образ жизни;
- Нерациональное распределение умственных нагрузок

Астено – невротические состоянияПроявляется:Трудность сосредоточения;Частые ошибки; Ухудшение памяти;Снижение общего фона настроения;Повышенная утомляемость;Потеря мысли;Ощущение тревогиУтрата чувства юмора;Повышенная возбудимость;Внутреннее

Слайд 16Тревожно – дискомфортные состояния
Проявляется:
повышенная тревожность;
ощущение дискомфорта
Причины:
- стрессирующие факторы учебного процесса.

Тревожно – дискомфортные состоянияПроявляется:повышенная тревожность;ощущение дискомфортаПричины:- стрессирующие факторы учебного процесса.

Слайд 17
«Мастерство учителя заключается в том, чтобы суметь вызвать у учеников при

изучении материала положительные эмоции, когда то, что было недоступным или трудным, становится легким и получается».
П.М. Ершов
«Мастерство учителя заключается в том, чтобы суметь вызвать у учеников при изучении материала положительные эмоции, когда то,

Слайд 18 К недостаткам проведения урока учителем, негативно влияющим на психологическое здоровье учащихся,

относятся:

монотонность речи учителя;
металлический, резкий, крикливый голос;
окрики и упреки: «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!»;
отсутствие наглядности, ТСО;
отсутствие эмоциональной окраски при изложении материала.

К недостаткам проведения урока учителем, негативно влияющим  на психологическое здоровье  учащихся, относятся: монотонность

Слайд 19Педагогические приемы и техники, позволяющие повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы

ребенка и ресурсы его здоровья.

Чем настойчивее учитель будет добывать интересную ему информацию по теме урока, тем яснее, полезнее ученикам будет общение с ним.
Чем правильнее выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше будет усвоение знаний учениками.
Эффективный педагог больше занят совместным с учениками добыванием информации, чем выдачей советов и готовых решений.
Для «осаждения» или «охлаждения» учащихся достаточно небольшой сухости, сдержанности в обмене информацией.
Для микрокоррекции поведения или состояния ученика достаточно таких приемов как выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шёпот.
Вовремя произнесенная шутка, улыбка могут
сотворить педагогическое чудо.

Педагогические приемы и техники, позволяющие повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы ребенка и ресурсы его здоровья. Чем

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть