Слайд 1
Выполнила: Гашина Людмила
Второй период эволюции отношения западного мира к людям с
физическими и умственными недостатками
XIII век - конец XVIII века
Слайд 2 Урбанизация: ростки терпимости к инаковыглядящим и инакомыслящим
Развивались и крепли города
и расширение контактов с иноземцами и иноверцами порождает ростки терпимого отношения к людской инакости.
Слайд 3 Хартия вольностей
Противостояние Иоанна Безземельного папе и местным баронам.
Конфликт удалось
погасить ценой заключения договора монарха с дворянством, Церковью и народом — принятием Великой хартии вольностей (Magna Charta Libertatum, 1215), ставшей, по сути, документом конституционного характера.
Слайд 4Вторая половина XIII в. - Дано юридическое определение идиотии и сумасшествия
(Англия).
1305 г. - Монашеское братство организует для душевнобольных странноприимный дом «Святого Духа» (Швеция, Упсала).
Слайд 6Население Азии восприняло чуму как ниспосланное свыше испытание.
Христиане-католики, полностью полагавшиеся на
защиту Церкви, не получив ее, принялись искать причины бед в своем окружении и внимание привлекли те, с чьим присутствием они едва-едва смирились, — инакие.
Слайд 71474 г. - Опровергается мистическая природа глухоты
(Нидерланды, Р. Агрикола)
Слайд 8Вторая половина XV в. - Настоятельница одного из женских монастырей предпринимает
попытку обучать глухонемых девушек (Германия).
Открываются университеты:
в Швеции (Упсала, 1477) Дании (Копенгаген, 1479)
Слайд 9Борьба за чистоту веры привела Католическую церковь к учреждению особого карательного
органа — инквизиции.
Инквизиция возвращает и усугубляет неприязнь к носителям психических и телесных недостатков, их приравнивают к политическим врагам.
Слайд 10Печально знаменитое настольное руководство для инквизитора — «Malleus Maleficarum»
«Молот ведьм»,
1487
(Я. Шпренгер, Г. Крамер, Германия) Начало преследования инквизицией носителей душевных недугов как «бесноватых». «Охота на ведьм» продолжалась в Западной Европе более двух столетий и привела к гибели свыше ста тысяч человек.
Слайд 11Реформация и переход к Новому времени:
на смену подаянию приходит деятельная
благотворительность
1517 г. Выступление Лютера в городе Виттенберг (Саксония) с 95 тезисами против торговли папскими индульгенциями дает начало общественно-политическому и идеологическому движению (принявшему религиозную форму борьбы против католического учения и Церкви).
Слайд 12
Пересмотр отношения к нищенству и подаянию
Растет число бродяг и
попрошаек, живущих не трудом, а подаянием и вводятся правила, регламентирующие допустимое число нищих в городе. Католический мир переживает кардинальную смену представлений о милости и милостыне. Просящий подаяние не страстотерпец, а тунеядец, не желающий зарабатывать хлеб собственным трудом.
Нищий превращается в социально неприемлемое явление (опасный элемент).
Слайд 13
В XVI в. имущественное право инвалидов ставится в зависимость от сословной
принадлежности, финансового положения, времени наступления и стойкости недуга, а также умения вступать в контакт, говорить, читать, писать, понимать иерархию родственных связей .
Законодатель оформляет расширение прав бюргеров и уточняет права наследников-инвалидов на собственность
Слайд 14
Развитие естественных наук, научный интерес к природе глухонемоты и попытки индивидуального
обучения.
1550—1575 гг. - Дж. Кардано в ряде публикаций пытается обосновать причины глухоты и немоты, предлагает классификацию глухих, а также рекомендации по их обучению (Италия).
Слайд 15
1550 г. - Педро Понсе де Леон начинает индивидуальные занятия с
глухонемыми детьми (Испания).
Практически доказана несостоятельность взглядов Гиппократа на природу глухоты, а также утверждений Аристотеля и Августина о необучаемости глухих.
1578 г. - Педро Понсе де Леон представляет родителям глухих учеников письменный отчет о результатах специального обучения. Первое документированное свидетельство успешного индивидуального обучения глухих детей.
Слайд 16
1620 г. - Опубликовано первое учебное пособие по сурдопедагогике (Испания, Ж.
Боннет);
1692 г. - Опубликована книга «Говорящий глухой, или Способ, по которому рожденный глухим может научиться говорить» (Голландия, И. Амман);
1700 г. - Опубликована работа «Исследование о даре слова, или Диссертация о речи» (Голландия, И. Амман).
Слайд 17
1779 г. - Открытие первого учебного заведения для глухонемых в Австрии.
1770
г. ш. - Эпе открывает частную школу для глухонемых (Франция, Париж);
Слайд 18К концу XVII столетия успешное индивидуальное обучение глухих становится рядовым явлением
городской жизни во многих странах Европы, но не привело к созданию специальных учебных заведений для глухих.
Слайд 19Попытки индивидуального обучения слепых
1784 г. - В. Гаюи берется выучить молодого
слепого нищего Ф. Лезюэра грамоте (Франция, Париж).
1784 г. - Открытие первого в мире учебного заведения для слепых (Франция, Париж, В. Гаюи).
Слайд 20Первые мысли об обучении умственно отсталых людей
Ян Амос Коменский (1592—1670) одним
из первых задумывается об умственно отсталых детях.
«Из человеческого образования, нельзя исключить никого, кроме нечеловека»
Слайд 21Английский философ-просветитель Джон Локк (1632—1704)
Лица с физическими и умственными недостатками способны
обрести независимость только в государстве, где правит закон, только в либеральном обществе, признающем гражданский статус вчерашних «чужих».
Способности приобретаются через опыт и чувства, могут быть сформированы в условиях правильно организованного обучения.