Слайд 1Предмет, задачи, методология и методы компаративных исследований в специальной педагогике
ГОУ ВПО
ЛНР «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО
КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Презентацию подготовила: студентка 1_Маг_Лог_ ИПП
Гашина Л.Н.
Слайд 2План:
Предмет сравнительной специальной педагогики.
Задачи сравнительной специальной педагогики.
Методология сравнительной специальной педагогики.
Методы компаративных исследований в специальной педагогике.
Слайд 3 Отечественные компаративисты определяют сравнительную педагогику как самостоятельную отрасль научного
знания, которая имеет свой предмет, задачи и методы исследования.
Слайд 4 Предмет ССП
Образовательный процесс в разных государствах, представленный в сопоставлении,
используемый для совершенствования образования в собственной стране.
Слайд 5Задачи сравнительной специальной педагогики
В 1900 г. известный отечественный педагог П.А. Капнист
сформулировал задачи сравнительной педагогики.
Слайд 6 Задачи ССП:
изучение развития хода просвещения у других народов;
исследование и решение
специфических зaдач, относящихся именно к феномену специального образования;
Слайд 7 Задачи ССП:
изучение состояния и тенденции развития целостного педагогического процесса специального
образования в международном, межкультурном и ретроспективном аспектах;
Слайд 8 Задачи ССП:
сопоставление существующих теоретико-методологические оснований специального образования и практики;
исследование вопросов
обучения, воспитания и коррекционно-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями в разных странах и регионах мира;
Слайд 9 Задачи ССП:
поиск путей улучшения и нормализации жизненной и образовательной ситуации
человека с ограниченными возможностями;
повышение качества жизни людей с ОВЗ средствами специального образования и включение его в социум;
Слайд 10 Задачи ССП:
разработка новых, интернационально значимых решений проблем специального образования.
Слайд 11Сравнительная специальная педагогика как составная часть сравнительной педагогики использует ее методологические
подходы и методы
исследования.
Слайд 12 Методология ССП:
Феноменологический подход, ученый изучает и описывает новый для него феномен
в сфере специального образования в той или иной стране, без сопоставления с отечественными, или ранее известными зарубежными.
Этот подход характерен для начального этапа развития ССП.
Слайд 13 Метология ССП:
Аналитико-эмпирический подход предполагает изучение и анализ, прежде всего количественных и,
особенно, статистических данных о специальном образовании разных стран.
Применение этого подхода опирается на использование математических методов и современных компьютерных технологий.
Слайд 14Методология ССП:
Исторический подход предусматривает изучение исторического развития тех или иных феноменов специального
образования, что делает более понятными многие его современные особенности.
Слайд 15Методология ССП:
Целостный системно-синтетический подход включает в себя комбинацию подходов и методов функционального
анализа, исторической трактовки, аналитико-эмпирического изучения, системной социокультурной интерпретации условий и тенденций развития.
Слайд 16Методология ССП:
Имnлицитный nодход, при котором изучение, анализ и оценка феноменов специального образования
какой-либо страны или группы стран проводятся с позиций и на основе научных подходов, культурных, национальных и образовательных особенностей своей собственной страны(наименее продуктивный ).
Слайд 17Методология ССП:
Вненациональный подход, исследования сферы специального образования ведутся на основе сформированной интернациональным
научным коллективом вненациональной концепции с использованием совместно разработанных методологий и совместно отобранных методов.
Слайд 18Методология ССП:
Проблемный подход, когда для сравнительного исследования избирается какая-либо актуальная проблема (возможно,
выдвижение той или иной гипотезы ее решения), и ее изучение происходит на материале, полученном в нескольких странах.
Слайд 19Методология ССП:
Зарубежные компаративисты выделяют способы сравнительного изучения :
вертикальный (исторический) способ
анализа более характерен для изучения истории специальной педагогики;
горизонтальный (актуальный) позволяет сопоставлять особенности развитие специального образования в ряде стран в одном и том же историческом периоде
.
Слайд 20 Б. Л. Вульфсон и
З. А. Малькова
(1996) предлагают использовать в компаративных исследованиях следующие методы.
Слайд 21 Методы компаративных исследований :
наблюдение (обычное и включенное);
анализ и синтез;
изучение источников;
метод сравнения.
Для получения системного достоверного представления об изучаемой проблеме привлекаются группы методов.