Слайд 2Психическая болезнь
представляет собой изменения деятельности головного мозга, при которых психика
не соответствует окружающей действительности, отражает ее искаженно. Проявляются в нарушении психики и поведения человека.
Слайд 3По опубликованным данным, в мире на сегодняшний день насчитывается более 500
миллионов психически больных людей, и число их постоянно увеличивается. Вообще за последнее десятилетие количество психически больных возросло на 35–50 %. В действительности психически больных людей значительно больше. Это лишь учтенные данные. В России на каждые 100 тыс. населения приходится 2,5 тыс. психически больных. Подростки же болеют чаще — 3,8 тыс. человек на 100 тыс. населения.
Слайд 4Наша действительность зачастую является психопатической «фабрикой». Многие люди не имеют нравственных
ориентиров, а это никому не давало душевного мира, радости и спокойствия. Размытые духовные ориентиры в обществе тяжелым бременем ложатся на неокрепшие детские души. Немало семей можно назвать неблагополучными. Половина 13-летних в нашей стране уже пробовали алкоголь. Возраст приобщения к курению в Москве снизился до 10 лет у мальчиков и до 12-ти у девочек. Появились подростки - серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия. Можно заключить, какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают. Испытания для детей начинаются уже с младенческого возраста. Вот строки из письма одной молодой мамы: "У детей украли детство. Посмотрите, какие мультфильмы показывают детям. Фильмы безнравственные и невежественные. А какие игрушки продают. Для чего? Что эти игрушки несут детям?" Увы, много подобных писем и в каждом - боль и скорбь родителей по поводу происходящего вокруг.
Представляет интерес исследование, проведенное в г. Фуллертоне, штат Калифорния (США), в марте 1988.Основные проблемы в школе в 1940 г.: ученики разговаривают во время уроков; жуют жвачку; шумят; бегают по коридорам; не соблюдают очередей; одеваются не по правилам; сорят в классах. И вот через 48 лет: употребление наркотиков; алкоголя; беременности; самоубийства; ограбления; избиения. А с той поры минуло уже четверть века и ситуация стала еще хуже. Проамериканский образ жизни вот уже пару с лишним десятилетий навязывается и нам, и нашим детям. В России активно строят общество потребления. К чему это приведет?
Слайд 7Как классифицируются психические заболевания? В психиатрии выделяют два уровня патологических изменений.
К первой группе( психотические расстройства) относятся связанные с генетическими, обменными и др. особенностями (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептические и старческие психозы и др.) Болезни могут протекать непрерывно или приступообразно, вяло или ярко, тяжело или умеренно тяжело.
Типичные симптомы психозов: бред, галлюцинации, поведенческие нарушения (чаще при шизофрении); расстройства эмоциональной сферы в виде мании или депрессии (при маниакально-депрессивном психозе) и т. д. Со временем может измениться весь психический «облик» человека.
Другая группа (непсихотические расстройства «малая» психиатрия). Отличительной чертой этих заболеваний является связь их возникновения со стрессами, психотравмирующими обстоятельствами, дефектами воспитания, социальными условиями.
Слайд 9непсихотические расстройства НЕВРОЗЫ (пограничное состояние)
невроз развивается тогда,
когда человек в силу различных обстоятельств не может найти подходящего выхода из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести какую-то трагедию.
Слайд 10 По данным Всемирной Организации Здравоохранения, около 10 % населения индустриально
развитых стран больны неврозами и за последние 65 лет их число возросло в 24 раза. Неврозы, как эпидемия, распространяются повсеместно. Известно, что от 30 до 65 % посетителей у общепрактикующих врачей — это люди с выраженной невротической симптоматикой.
Слайд 11Безудержный рост неврозов порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с
его информационными перегрузками, но, прежде всего, духовными факторами и обстоятельствами.
Симптомы невротического срыва общеизвестны: раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, апатия, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивости, вспышки агрессивности и т. п. Вся эта симптоматика сопровождается общим недомоганием, вегетативными нарушениями. Проявления неврозов обобщенно могут быть именованы как устойчивая потеря душевного мира. При неврозе человек сохраняет ясную самокритику, тяготится своим состоянием, но ничего не может с собой поделать.
непсихотические расстройства
Слайд 12Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального» невротика: особенность таких людей является стиль
мышления, носящий характер бескомпромиссности; в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте: плохо — хорошо. Невроз чаще возникает в результате внутренних личностных процессов. Внешние факторы представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь. Одни причины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место занимают другие, и недуг возобновляется.
непсихотические расстройства
Слайд 14Непсихотические расстройства
Надо заметить, что клиника невротических расстройств за последние 10–15 лет
существенно изменилась. Она стала более сложной, запутанной (как, впрочем, и натура обращающихся за помощью людей), а течение недуга — более затяжным. Постоянно растет непонимание между людьми, даже самыми близкими; «достучаться» до ума и сердца пациента становится все труднее и труднее.
Слайд 15.
непсихотические расстройства
Депрессия (от латинского слова depressio, что означает «прижимать, угнетать») —
сниженное, подавленное настроение, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, унылопессимистической оценкой происходящего.По некоторым оценкам — количество больных депрессией в России увеличивается на 3—5% ежегодно. На сегодняшний день до четырех пятых населения России перенесли депрессии различной тяжести. Женщины заболевают депрессией в два раза чаще, нежели мужчины (8—12% против 20—26% соответственно). Скорее всего, дело не в «иммунитете» сильной половины человечества перед депрессией, а в том, что мужчины гораздо реже, нежели женщины, обращаются за врачебной помощью, предпочитая глушить ее симптомы алкоголем, принимать лекарственные препараты, уходить в работу и т. п.
Слайд 17непсихотические расстройства
Психопатия – вид психического расстройства, характеризующийся неадекватным эмоционально-волевым развитием характера.
Факторы, обуславливающими развитие психопатии могут быть врожденная нестабильность нервной системы, травмы головы, энцефалит, различные нарушения головного мозга (в раннем детстве или период родов), наследственность. Некоторые формы психопатии являются результатом неправильного воспитания ребенка.
Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение.
Слайд 19
Аффективная психопатия характеризуется такими факторами, как эмоциональная подвижность, зацикленность, постоянная неустойчивость
настроения.
Признаками паранойяльной психопатии считаются жестокость, деспотичность, скрытность и своенравность, подозрительность, стойкость и склонность к навязчивым идеям. Обычно эти проявления проходят в сопровождении стойкий аффектов.
Больные истерической психопатией проявляют стойкое желание казаться в жизни чем-то большим, чем они есть на самом деле. Они обязательно используют любую возможность оказаться в центре всеобщего внимания. Это скорее проявляется не в форме одежды, а в демонстративном поведении больного.
Слайд 21непсихотические расстройства
Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они могут
обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую-то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Таким детям не стыдно, слезы их часто не от раскаяния, а от злобы.
Поведение психопатов-подростков часто становится асоциальным, поэтому они попадают в поле зрения детской комнаты милиции. Злоупотребление алкоголем, наркотики, суицидальные попытки привлекают к этим подросткам внимание врачей.
Как правило, только небольшая часть родителей обращается самостоятельно к психиатрам по поводу нарушения поведения у подростка.
Слайд 22 Следует отметить, что психопатия может наблюдаться как у
детей и подростков с высоким и нормальным уровнем интеллектуального развития, так и у детей и подростков с задержкой психического развития и олигофренов.
Слайд 23 непсихотические расстройства
Процесс лечения заболевания психопатия практически всегда
проходит без использования лекарств. Медикаменты не лечат, они всего лишь снимают тяжелые формы проявления.
Слайд 24 Социальные условия развития имеют огромное значение для коррекции
психопатии. Когда ребенок с психопатией воспитывается в асоциальной обстановке, его патологические наклонности усиливаются и наоборот.
Слайд 27
ОСНОВНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
1.— Не навязывайте мне никого/Не навязывайся мне.
2.— Не лезь ко
мне/Не подходи слишком близко.
3.— Вы не сможете причинить мне боль.
4.— Я им всем покажу.
5.— Я сближусь с тобой, если ты будешь оказывать мне почтение и знаки уважения.
6.— Мне никто не нужен.
7.— Я никогда не покажу свои раны и боль другому.
8.— Будет по-моему/Я не уступлю.
9.— Я прав, а ты ошибаешься.
10.— Я буду тебя контролировать.
Слайд 29НОВЫЕ МЫСЛИ
1.— Я расслабляюсь. Я поворачиваюсь лицом к миру и людям.
Я останавливаюсь.
Я спокойно рассматриваю предложения, которые ко мне приходят, выбирая те, которые подходят мне лучше всего.
2.— Я расслабляюсь и спокойно наблюдаю за развитием событий. Как залезет, так и вылезет.
Я сам/сама решаю, сколько времени мне находиться с кем-то рядом. Всё в порядке, я расслабляюсь.
3.— Если мне причиняют боль, значит, внутри меня есть боль. Шаг за шагом я открываю свои больные места. Я позволяю боли выходить наружу и отпускаю её, переживая.
4.— Я иду собственным уникальным путём. Мне никому ничего не надо доказывать, мне никому не надо мстить. Я объявляю мир внутри себя.
5.— Каждый человек уникален и неповторим. Я принимаю людей такими, какие они есть. Я общаюсь с людьми на равных. Я не ниже и не выше. Я позволяю своим чувствам течь. Я устанавливаю с ними сердечную связь.
6.— Путь всего живого — это путь единства. Мы нужны друг другу, чтобы воплощать свои идеи в жизнь. Я снимаю своё противостояние.
7.— Открываясь, я снимаю с себя груз, который меня гнетёт. Я налаживаю сердечные взаимоотношения с людьми. Я доверяю людям.
8.— Общаясь, мы вместе находим оптимальный путь, где выигрывает каждый. Я доверяю своему пути.
9.— Кроме моих собственных, существует ещё множество альтернативных решений. Каждый человек уникален и идёт собственным путём. Я с удовольствием знакомлюсь с новым для себя взглядом на мир. Я только обогащаю себя таким образом.
10.— Я доверяю вам и вашему видению проблемы. Мы вместе вырабатываем общее, приемлемое для обоих решение. Как бы я ни контролировал, со мной может произойти только то, что должно произойти. Я доверяю своему пути.
Слайд 31Психотические расстройства
Шизофрения - сложное, многообразное заболевание. До сих
пор неясны причины, вызывающие это заболевание, хотя существуют различные гипотезы, отличительными особенностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения.
Слайд 32 Если маленький ребенок ведет себя своеобразно, родители редко
сразу обращаются к психиатру. Многое они пытаются объяснить неправильным воспитанием, возрастными особенностями, семейными проблемами. Поэтому часто сначала дети и их родители попадают к психологу.
Шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте (врожденные особенности), а может проявиться позже: в дошкольном или школьном возрасте. Шизофрению подросткового возраста принято рассматривать отдельно.
Слайд 33
Аутизм - полный или частичный отказ от общения
с окружающими рассматривается разными авторами либо как самостоятельное психическое заболевание, либо как синдром при шизофрении или другом психическом заболевании.
Синдром раннего детского аутизма может быть диагностирован у ребенка даже до года, так как для него свойственно нарушение всех видов контактов с матерью (телесного, глазами), а это не может не беспокоить родителей.
Психотические расстройства
Слайд 34 И у детей, больных шизофренией, и у детей,
страдающих аутизмом, может быть разный уровень интеллектуального развития (от превышающего возрастные нормы до очень низкого).
Их общей особенностью является своеобразие, часто неравномерность развития отдельных сторон психики. Дети часто выглядят неадекватно.
Слайд 35Излечимы ли психические заболевания?
Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты.
Большие психозы, к которым относится шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни — ред.), и не ставить знак равенства между понятиями «неизлечимость» и «тяжесть». Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье.