Слайд 2
ВОПРОС
Замечали ли Вы у своих детей некоторые
из этих признаков в начале учебного года?
Неврозоподобные реакции (нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе).
Ухудшение состояния здоровья (болел в сентябре-октябре)
Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность , вялость или перевозбуждение, раздражительность).
Трудности в усвоении программы, нежелание выполнять домашние задания.
Проблемы в отношениях со сверстниками, учителем.
ОТВЕТ
Ваш ребенок переживает «школьный стресс» или адаптационный период.
Слайд 3 «Школьная адаптация» - это приспособление ребенка к
учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в коллективе.
В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
Выделяют основные адаптационные периоды: 1-й класс, 5-й класс, 10-й класс.
Слайд 7
Виды и сроки адаптационного периода
Легкая адаптация:
Быстро осваиваются в среднем звене;
Устанавливают контакты;
Приобретают
новых друзей;
Имеют хорошее настроение, спокойны, доброжелательны, добросовестны;
Выполняют все требования учителей;
Иногда отмечаются сложности в контактах либо с детьми, либо с учителем. Но к концу октября трудности исчезают.
Средняя адаптация:
Трудно принимают ситуацию учения, испытывает трудности в усвоении программного материала;
Проблемы общения с учителем;
Не реагирует на замечания, или реагирует слезами, обидами;
Выясняет отношения с одноклассниками;
Трудности исчезают концу первого полугодия.
Тяжелая адаптация:
Не усваивает учебную программу;
Негативные формы поведения;
Резкое проявление отрицательных эмоций;
Проблемы нарастают к концу учебного года.
Слайд 8Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до
полугода, это зависит от многих факторов:
индивидуальные особенности ребенка;
характер взаимоотношений с окружающими;
тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы);
степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Слайд 9
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы,
бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Слайд 10
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно
возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки.
Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период ребенок активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.
Помогите ему в этом непростом деле!
От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.
Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.
Слайд 11
Рекомендации для родителей на период адаптации ребенка к школе (на какие
моменты стоит обратить внимание):
Как только ваш ребенок стал школьником, он гораздо больше времени предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.
Слайд 12
Навыки самообслуживания, необходимые ребенку в школе: он должен уметь
самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д. Составьте вместе с ребенком список того, что нужно положить в портфель на каждый день (можно использовать картинки). Сначала вместе собирайте портфель по этому списку, но постепенно передавайте ребенку обязанность собирать портфель самостоятельно.
У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Слайд 13
Хорошо, если до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт
общения с незнакомыми людьми - и взрослыми, и детьми. Если нет, давайте ребенку возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
Некоторые дети теряются при большом скоплении детей и взрослых. В качестве тренировки время от времени берите сына или дочку на большое увеселительное мероприятие.
Слайд 14
Готовьте ребенка к тому, что в школе он может
столкнуться и с негативными оценками своей работы.
Учите его не теряться, когда критикуют или - детский вариант - дразнят. Дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания.
Критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку (вместо фразы «Ты плохой мальчик / плохая девочка!» скажите «Я расстроен (а) твоим поступком, потому что…. (и описывайте, что именно вас расстроило в его/ее поведении)»). Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
Слайд 15
Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие
понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
Слайд 16
В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со
сверстниками. Значит, стоит понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?
Слайд 17
Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания
и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.
В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
Слайд 18
Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени
при выполнении домашнего задания. По возможности включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
Слайд 19
Однако, в силу занятости на работе, усталости или банальной бытовой суеты
мы часто забываем про своих детей. Гораздо проще усадить их перед телевизором или дать в руки «гаджет».
НО!!!Не стоит забывать!!!
Такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого. Поэтому эту проблему важно обсуждать и решать.
Слайд 20КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Слайд 21ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ?
Сам термин «компьютерная зависимость» появился в 1990году, когда
развитие компьютерных технологий набрало бешеный темп. Психологи называют компьютерную зависимость разновидностью эмоциональной зависимости, очень похожей на алко – и нарко - зависимость. Она провоцирует ребенка погрузиться в свой вымышленный мир, поверить в собственную легенду о себе и настолько сжиться с ней, что становится практически невозможно нормально существовать в реальном мире. Можно сказать, что это заболевание приводит к раздвоению личности
Слайд 22КОГО ЗАТРАГИВАЕТ
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ?
Изначально эта болезнь проявлялась у взрослых людей,
но позже все чаще появляется и у детей и подростков. Чаще всего компьютерная зависимость встречается у детей в возрасте 12-16 лет, обычно это дети с сильно завышенной или заниженной самооценкой.
Слайд 23
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЗАВИСИМОСТЬ?
Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Если виртуальщика
оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.
Слайд 24ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Зависимость от Интернета (сетеголизм)
Зависимость от компьютерных
игр (кибераддикция)
Слайд 25ПРИЧИНЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми
Недостаток
внимания со стороны родителей
Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении
Желание ребенка быть «как все» его сверстники
Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером
Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного
Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье
Слайд 26ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ
ЗАВИСИМОСТИ
пренебрежение важными вещами в жизни из-за зависимого поведения
разрушение отношений зависимого человека
со значимыми людьми
раздражение или разочарование по отношению к значимым для него людям
скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение
чувство вины или беспокойства относительно этого поведения,
безуспешные попытки сокращать время, проводимое за играми
Слайд 27СИМПТОМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПК
Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером
Невозможность остановиться
Увеличение
количества времени, проводимого за компьютером
Ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером
Ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером
Пренебрежение семьей и друзьями
Проблемы с работой или учебой
Слайд 28ФИЗИЧЕСКОЙ СИМПТОМЫ
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПК
Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки,
связанное с длительным перенапряжением мышц)
Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи
Головные боли по типу мигрени
Боли в спине
Сухость в глазах
Пренебрежение личной гигиеной
Расстройства сна, изменение режима сна
Слайд 29ОПАСНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Компьютер, становится главным объектом для общения
В процессе игр, или
нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем
Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм
Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни можно «заново начать» игру
Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов
Непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу
Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами. Часто такие взрослые сами зависимы от ПК и интернета
Слайд 30СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Создайте список домашних правил посещения Интернет
при участии детей и требуйте его выполнения;
Установите временное ограничение на Интернет для детей,
следите за его соблюдением;
Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
- Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет;
Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи
с друзьями по Интернет;
Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка,
который создайте вместе с ними;
Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами
электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями,
регистрационных форм, личных профилей и при регистрации
на конкурсы в Интернет;
Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения.
Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое
нежелательное программное обеспечение;