Слайд 2Ассоциации к слову подросток, подростковый возраст
Подростковый возраст:
Чем, по-вашему, характеризуется подростковый
возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми? Возникают ли вообще?
-
-
-
-
Подросток:
-
-
-
-
Слайд 3Ассоциации детей к слову подросток, подростковый возраст
Подросток –
человек, у
которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем;
человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь;
человек, который осознает все трудности жизни;
это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается;
достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет;
человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты;
человек, который имеет свое мнение на жизнь;
человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.
Слайд 4*физиологическом;
* психологическом;
* социальном.
Слайд 5«Пубертантный скачок»
Снижение
работоспособности
Невнимательность,
рассеянность
Снижение
интереса к учебе
Повышенная
чувствительность
Изменение
физического Я
Эмоциональная
нестабильность
Слайд 7Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в
его организме, переживать «гормональную бурю».
Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Слайд 8Новый образ физического «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает
все изъяны внешности, действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Слайд 9 Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания:
чувство
взрослости и
« Я-концепция »
Чувство взрослости -
отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
Слайд 10Как проявляется чувство взрослости подростка?
В желании, чтобы все – и взрослые
и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому
В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей
Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию
Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
Слайд 11Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения
Появляется моральный «кодекс», предписывающий
подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:
взаимная поддержка,
помощь в случае нужды,
уверенность в друге и доверие к нему,
защита друга в его отсутствие,
принятие успехов друга,
эмоциональный комфорт в общении.
Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения
Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю
«Один за всех и все за одного»
Слайд 13Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки
анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой
Внутренний мир
Формируется «Я - концепция» ребенка
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания
Слайд 14Формируется образ «реального Я» и «идеального Я»
- Представления о собственной внешней
привлекательности
- Представления о своем уме
- Представления о своих способностях в разных областях
Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах
Познавательный компонент
Познание себя
Познание своих различных качеств
Оценочный и поведенческий компонент
Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности
Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников
Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе
Реальное «Я»
Слайд 15Идеальное «Я»
Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального
При высоком уровне притязаний
При
недостаточном осознании своих возможностей
Разрыв между идеальным образом и действительным положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности
Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию
Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества
У подростка развивается саморегуляция
Слайд 16
Общение со взрослыми
Влияние родителей уже ограничено
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных
проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей
Для подростков характерно стремление к эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Слайд 17Общение со сверстниками
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток
и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями
Ведущая деятельность в этот период –
интимно-личностное общение
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление
«Счастье – это когда тебя понимают»
Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде
Неформальные группы
Взаимная симпатия
Общие интересы, занятия
Способы развлечений, место проведения свободного времени
Слайд 18Поведенческие особенности подростков:
Стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности
Проявляется соревновательный мотив
Чувствительность
к оценке посторонних своей внешности
Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
Настойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность суждений быстро меняется ранимостью и неуверенностью в себе;
Отсутствует авторитет возраста. Они очень критичны ко взрослым и в то же время совсем не критичны к себе (не сформирована рефлексия).
Внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью.
Борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров
Слайд 19Пути развития подросткового кризиса:
Наиболее распространенный — кризис независимости.
Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности.
Для подростка — это требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное — «не лезть ему в душу».
Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира — вот та главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других.
Симптомы кризиса зависимости противоположны:
чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.
Если кризис независимости — это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то кризис зависимости — возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
И то и другое — варианты самоопределения.
В первом случае — «Я уже не ребенок»,
во втором: «Я ребенок и хочу оставаться им».